По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Лекция №7. Государственный заказ на медицинскую помощь в условиях рыночных отношений. Программа государственных гарантий

Пирогов М.В. д. э. н., профессор

Роль и значение Программы государственных гарантий бесплатного предоставления гражданам медицинской помощи. Минимальный социальный стандарт медицинской помощи. Участие медицинской организации в размещении государственного заказа. Плановое задание. Финансовые ресурсы здравоохранения. Программа обязательного медицинского страхования. Роль страховых медицинских организаций.

КОНСТИТУЦИЯ Российской Федерации (41 статья) определила, что медицинская помощь гражданам России оказывается бесплатно за счет средств бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования.

«Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет бюджета, страховых взносов и других поступлений».

Но «бесплатность», определяя отсутствие финансовых затрат для пациентов, требует строгого определения как перечня медицинской помощи, так и необходимых для ее производства ресурсов (трудовых, технологических и финансовых).

В период прямого государственного управления «внутренним» рынком медицинских услуг, до 1993 года, здравоохранение в России (как и на всей территории СССР) строилось на основе государственной собственности на средства производства услуг, централизованного планирования ресурсов и государственного сметного содержания.

Для формирования структуры отрасли использовались показатели, характеризующие в основном экстенсивные способы развития. Формирование и финансирование осуществлялось исходя из соответствующих приказов Министерства здравоохранения СССР и было ориентировано на т.н. «сетевые» показатели, основными из которых являлись: количество стационарных коек на 10 000 жителей, количество врачей и среднего медицинского персонала на 10 000 жителей и мощность амбулаторно-поликлинического учреждения, выраженная в посещениях в смену. Данный подход был ориентирован на создание стационарной сети в городах, областных и республиканских центрах и привел к самому большему показателю обеспеченности стационарной помощью в мировой практике — 141 койка на 10 000 жителей (порядка 3500 к-дней на 1000 жителей, при мировой практике — 1500–2000 к-дня на 1000 жителей). Медицинская отрасль в России стала ориентирована на показатели деятельности сети, а не на показатели здоровья населения. В условиях принципа «остаточного финансирования» и низкого качества медицинских услуг, различные министерства и ведомства (транспорт, Минатом, Минобороны), просто крупные промышленные предприятия стали развивать у себя ведомственное здравоохранение, оказывающее медицинские услуги по ведомственной принадлежности. Ситуация в отрасли в 1970–1980-х стала кризисной и требовала немедленного реформирования. Попытка перехода от «сетевых», интенсивных показателей развития отрасли к показателям, характеризующим качество медицинской помощи, достижение «конечного» результата, ориентированного на пациента и использование экстенсивного пути развития, была сделана в рамках эксперимента по внедрению «нового хозяйственного механизма» (НХМ) в здравоохранении ряда областей России (Ленинградская, Кемеровская, Куйбышевская и др.). Основой НХМ, по замыслу разработчиков, должна была стать заинтересованность медицинских учреждений, производящих услуги, в результатах и качестве своего труда (по модели конечного результата) в условиях изменения способов финансирования. Сметное финансирование конкретных учреждений было заменено на «подушевое» финансирование поликлиник, на закрепление за ними населения с учетом доли расходов по стационарной помощи (фондодержание) и внутриучрежденческим расчетам по результатам деятельности. Медицинские учреждения становились самостоятельными хозяйствующими субъектами с экономической точки зрения, оставаясь в государственной форме собственности. В России стал формироваться «внутренний» рынок здравоохранения в отдельно взятых областях. Эксперимент дал массу материалов, требующих осмысления и дальнейшего развития, но не был закончен в связи с распадом СССР и изменением экономического строя России.

Для Цитирования:
Пирогов М.В., Лекция №7. Государственный заказ на медицинскую помощь в условиях рыночных отношений. Программа государственных гарантий. Экономист лечебного учреждения. 2015;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: