КОНСТИТУЦИЯ Российской Федерации (41 статья) определила, что медицинская помощь гражданам России оказывается бесплатно за счет средств бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования.
«Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет бюджета, страховых взносов и других поступлений».
Но «бесплатность», определяя отсутствие финансовых затрат для пациентов, требует строгого определения как перечня медицинской помощи, так и необходимых для ее производства ресурсов (трудовых, технологических и финансовых).
В период прямого государственного управления «внутренним» рынком медицинских услуг, до 1993 года, здравоохранение в России (как и на всей территории СССР) строилось на основе государственной собственности на средства производства услуг, централизованного планирования ресурсов и государственного сметного содержания.
Для формирования структуры отрасли использовались показатели, характеризующие в основном экстенсивные способы развития. Формирование и финансирование осуществлялось исходя из соответствующих приказов Министерства здравоохранения СССР и было ориентировано на т.н. «сетевые» показатели, основными из которых являлись: количество стационарных коек на 10 000 жителей, количество врачей и среднего медицинского персонала на 10 000 жителей и мощность амбулаторно-поликлинического учреждения, выраженная в посещениях в смену. Данный подход был ориентирован на создание стационарной сети в городах, областных и республиканских центрах и привел к самому большему показателю обеспеченности стационарной помощью в мировой практике — 141 койка на 10 000 жителей (порядка 3500 к-дней на 1000 жителей, при мировой практике — 1500–2000 к-дня на 1000 жителей). Медицинская отрасль в России стала ориентирована на показатели деятельности сети, а не на показатели здоровья населения. В условиях принципа «остаточного финансирования» и низкого качества медицинских услуг, различные министерства и ведомства (транспорт, Минатом, Минобороны), просто крупные промышленные предприятия стали развивать у себя ведомственное здравоохранение, оказывающее медицинские услуги по ведомственной принадлежности. Ситуация в отрасли в 1970–1980-х стала кризисной и требовала немедленного реформирования. Попытка перехода от «сетевых», интенсивных показателей развития отрасли к показателям, характеризующим качество медицинской помощи, достижение «конечного» результата, ориентированного на пациента и использование экстенсивного пути развития, была сделана в рамках эксперимента по внедрению «нового хозяйственного механизма» (НХМ) в здравоохранении ряда областей России (Ленинградская, Кемеровская, Куйбышевская и др.). Основой НХМ, по замыслу разработчиков, должна была стать заинтересованность медицинских учреждений, производящих услуги, в результатах и качестве своего труда (по модели конечного результата) в условиях изменения способов финансирования. Сметное финансирование конкретных учреждений было заменено на «подушевое» финансирование поликлиник, на закрепление за ними населения с учетом доли расходов по стационарной помощи (фондодержание) и внутриучрежденческим расчетам по результатам деятельности. Медицинские учреждения становились самостоятельными хозяйствующими субъектами с экономической точки зрения, оставаясь в государственной форме собственности. В России стал формироваться «внутренний» рынок здравоохранения в отдельно взятых областях. Эксперимент дал массу материалов, требующих осмысления и дальнейшего развития, но не был закончен в связи с распадом СССР и изменением экономического строя России.