В статье описаны статистические данные отечественной экономики в период пандемии, свидетельствующие о ее кардинальных изменениях с тенденцией невозврата к старому спектру и финансовому состоянию отраслей. Рассмотрены показатели демографии, состояние трудовых ресурсов, динамика развития некоторых секторов в периоды спада и роста, дана оценка перспективности профессий. Описана новизна рыночного спроса в период пандемии, обозначен дефицит квалифицированного персонала с новыми умениями. Показано, что в меняющейся ситуации молодежный и иной контингент не имеет новых критериев в ориентации выбора специальности, оценка профессий осуществляется по старым принципам без учета вызовов экономики. Лидером вовлечения в профессии на международном уровне явился формат чемпионатов WorldSkills, активно открывающих дорогу к новым направлениям специальностей, ускоренно запуская образовательные платформы по ведущим направлениям. Отмечено, что отечественная экономика и образование не создали совместными усилиями альтернативу такому движению и не проявили синергизм участия в WorldSkills, как требуют условия быстро наступающих изменений бизнес-среды. Отсутствие мобильности и креатива в образовании, совместных усилий с предпринимательской средой усугубят состояние дефицита квалифицированных кадров в экономике, приведут к потере контингента обучающихся, усилят кризисные проявления, что напрямую повлияет на бюджет страны. Формирование человеческого капитала в безвозвратно меняющейся экономике как пассива, формирующего добавочную стоимость, требует пересмотра технологий образования, вовлечения предпринимательской среды.