Резко изменившаяся экономическая ситуация в мире, связанная с пандемией (COVID-19), и непредсказуемость ее динамики в будущем повлекли осознание потребности в трансформировании бизнеса, глобальной перестройке профессиональной деятельности с широким использованием информационных технологий (IТ-технологий) и удаленных коммуникаций, приобретении новых профессиональных знаний и умений.
Происходят непланируемые изменения состояния общества и связанные с этим последствия в реальном секторе экономики: сокращение миграции населения и перераспределение денежных потоков; ограничение некоторых видов коммерческой деятельности со стороны государства; стремление населения к сбережению средств, связанное с потерей работы.
Закрытие границ, в том числе региональных, переключило внимание бизнеса на наличие свободных коммерческих ниш исключительно в районе пребывания. Некоторые объекты предпринимательства приняли решение изменить виды деятельности. Осознание финансовой неопределенности побудило ряд компаний принять решение о своем закрытии.
Наоборот, стали открываться новые направления предпринимательской деятельности, связанные с внедрением цифровых платформ и технологий, автоматизации производств, предоставлением электронных услуг и т.п. Новые сферы в бизнесе сформировали запрос на новые профессии [1, с. 14].
Степень разработанности проблемы. Последствия самой масштабной мировой пандемии (COVID-19) поставили в неопределенность рычаги управления экономикой в условиях ее остановки. Отсутствуют готовые решения и практика преодоления проблем. Запросы изменившейся бизнес-среды требуют новых умений трудовых ресурсов, где мобильность и креативные предложения должны быть предложены образовательными учреждениями.
Цель статьи: на основании аналитического обзора статистических данных состояния экономики сформировать экспертное мнение о безвозвратно изменившейся ситуации, актуальности вопроса формирования человеческого капитала в целях обеспечения новых запросов бизнеса и восполнения бюджета.