По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.001.36; 378.147

Экономика и профессиональное образование в условиях пандемии (COVID-19)

Беспалова Ольга Владимировна канд. техн. наук, доцент кафедры ресторанного бизнеса, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: Bespalova.OV@rea.ru
Перов Владлен Витальевич канд. экон. наук, управляющий эксперт ПАО «Промсвязьбанк» 109052, г. Москва, ул. Смирновская, д. 10, стр. 22, E-mail: Vladlenperov@gmail.com

В статье описаны статистические данные отечественной экономики в период пандемии, свидетельствующие о ее кардинальных изменениях с тенденцией невозврата к старому спектру и финансовому состоянию отраслей. Рассмотрены показатели демографии, состояние трудовых ресурсов, динамика развития некоторых секторов в периоды спада и роста, дана оценка перспективности профессий. Описана новизна рыночного спроса в период пандемии, обозначен дефицит квалифицированного персонала с новыми умениями. Показано, что в меняющейся ситуации молодежный и иной контингент не имеет новых критериев в ориентации выбора специальности, оценка профессий осуществляется по старым принципам без учета вызовов экономики. Лидером вовлечения в профессии на международном уровне явился формат чемпионатов WorldSkills, активно открывающих дорогу к новым направлениям специальностей, ускоренно запуская образовательные платформы по ведущим направлениям. Отмечено, что отечественная экономика и образование не создали совместными усилиями альтернативу такому движению и не проявили синергизм участия в WorldSkills, как требуют условия быстро наступающих изменений бизнес-среды. Отсутствие мобильности и креатива в образовании, совместных усилий с предпринимательской средой усугубят состояние дефицита квалифицированных кадров в экономике, приведут к потере контингента обучающихся, усилят кризисные проявления, что напрямую повлияет на бюджет страны. Формирование человеческого капитала в безвозвратно меняющейся экономике как пассива, формирующего добавочную стоимость, требует пересмотра технологий образования, вовлечения предпринимательской среды.

Литература:

1. Пархимчик Е.П. Кадровая политика организации. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2011. — 128 с.

2. Коняева А.А. Аутплейсмент как инструмент управления процессом высвобождения персонала // Менеджмент по персоналу. — 2009. — № 1–2. — С. 50.

3. Горшкова О.В. Деловая оценка персонала в вузе: анализ, возможности, перспективы / О.В. Горшкова, Е.А. Могилевкин, А.С. Новгородов // Университетское управление: практика и анализ. — 2008. — № 1. — С. 48–54.

4. Бендиков М.А. Рынки высокотехнологичной продукции: тенденции и перспективы развития / М.А. Бендиков, И.Э. Фролов // Маркетинг в России и за рубежом. — 2001. — № 2. — С. 57–71.

5. Кузнецова Ю.Ю. Высвобождение персонала как часть реализации кадровой политики на предприятии / Ю.Ю. Кузнецова, Г.В. Лошкарева // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 565–569.

6. Мищенко И.Н., Котляр Н.П. Особенности формирования креативной образовательной среды в инженерном образовании / И.Н. Мищенко, Н.П. Котляр // Человеческий капитал. — 2020. — № 7 (139). — С. 121–130.

7. Ефимушкин С.Н. Трансформация модели формирования специалиста для инновационной экономики. Опыт инженерной школы Франции // Философия хозяйства. — 2016. — № 3. — С. 147–155.

8. Castaneda L., Selvin N. More then tool? Making sense of the ongoing digitalization of higher education // International Journal of Educational Technology in Higher Education. — 2018. — № 15 (22). — URL: https://educationaltechnologyjournal.springeropen. com/articles/10.1186/s41239-018-0109-y/ (дата обращения: 08.12.2020).

9. Layus P. Finnish Engineering Education Sistem / Р. Layus, V. Mikhailov // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Амосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. — 2017. — № 4 (08). — С. 79–85.

10. Handbook of Research on Creative Problem — Solving Skill Development in Higher Education. — Ed. Zhou Chufang. — IGI Global, 2017. — С. 89–11.

11. Богачева Н.В. Мифы о «поколении Z» / Н.В. Богачева, Е.В. Сивак // Современная аналитика образования. — М.: НИУ ВШЭ. — 2019. — № 1 (22). — 64 с.

12. Халявка И.Е. Трудовые ресурсы организации: роль и значение / И.Е. Халявка, Е.А. Давиденко // Экономика и социум. — 2016. — № 4 (23). — С. 1080–1086.

13. FinExpertiza: за год закрылся миллион предприятий малого и среднего бизнеса. АО «Коммерсант» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.kommersant.ru/ doc/4451916 (дата обращения: 18.11.2020).

14. Бизнесу будет трудно в условиях низкого спроса. Комментарий Агвана Микаеляна газете «Ведомости» [Электронный ресурс]. — URL: https://zen.yandex.ru/finexpertiza?lang=en (дата обращения: 08.11.2020).

15. Проблема антикризисной помощи — в привязке к кодам ОКВЭД. Комментарий Елены Трубниковой «Ведомостям» [Электронный ресурс]. — URL: https:// finexpertiza.ru/solutions/actual-topics/problema-antikrizisnoy-pomoshchi-okved/ (дата обращения: 18.11.2020).

16. Российская промышленность ускорила падение на фоне второй волны COVID-19. ПАО «РБК» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.rbc.ru/economics/1 7/11/2020/5fb3ce419a79478eb86f2367 (дата обращения: 18.11.2020).

17. Минус вышел в плюс [Электронный ресурс]. — URL: https://rg.ru/2020/11/12/ rosstat-ocenil-sokrashchenie-vvp-rossii-v-iii-kvartale.html (дата обращения: 12.11.2020).

18. Сойти с намеченного айти [Электронный ресурс]. — URL: https://www. kommersant.ru/doc/4539560 (дата обращения: 24.11.2020).

19. Васильева Н.В. Решение проблемы дефицита высококвалифицированных кадров на важнейших промышленных предприятиях Хабаровского края / Н.В. Васильева, В.А. Морозов, С.В. Пономарев // Планово-экономический отдел. — 2013. — № 8. — С. 507–509.

20. Информация о ходе реализации плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий 2017 году (распоряжение Правительства РФ от 05.03.2015 № 366-р) [Электронный ресурс]. — URL: https://spravochnik. rosmintrud.ru/storage/app/media/Populyapizatsiya%20pabochih%20ppof_2017.pdf (дата обращения: 03.12.2020).

21. Информация о социально-экономическом положении России. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — URL: https://rosstat. gov.ru/compendium/document/50800 (дата обращения: 24.11.2020).

22. Без денег по соглашению сторон: число работников на урезанной ставке превысило официальную безработицу [Электронный ресурс]. — URL: https://zen.yandex.ru/media/finexpertiza/bez-deneg-po-soglasheniiu-storon-chislo-rabotnikov-naurezannoi-stavke-prevysilo-oficialnuiu-bezraboticu-5f7d9af8b516ad3bd86d158c (дата обращения: 12.11.2020).

23. В России работают 70 млн из 146,5 млн человек: комментарий Елены Трубниковой газете «Ведомости» [Электронный ресурс]. — URL: https://zen.yandex.ru/ media/finexpertiza/v-rossii-rabotaiut-70-mln-iz-1465-mln-chelovek-kommentariieleny-trubnikovoi-gazete-vedomosti-5f7b04958d3ae5589b481b00 (дата обращения: 20.11.2020).

24. Три факта о трудоустройстве выпускников 2016–2018 годов. Росстат [Электронный ресурс]. — URL: https://rosstat.gov.ru/folder/70843/document/88401?print=1 (дата обращения: 05.06.2020).

25. Исследование показало, сколько выпускников вузов работают по специальности. РИА «Новости» [Электронный ресурс]. — URL: https://ria.ru/20190902/1558146808. html (дата обращения: 02.09.2019).

26. Айфон вместо отмычки // Российская газета. Столичный выпуск № 185 (8239) [Электронный ресурс]. — URL: https://rg.ru/2020/08/19/mvd-v-2020-godu-chislokiberprestuplenij-v-rossii-vyroslo-na-946.html (дата обращения: 19.08.2020).

Резко изменившаяся экономическая ситуация в мире, связанная с пандемией (COVID-19), и непредсказуемость ее динамики в будущем повлекли осознание потребности в трансформировании бизнеса, глобальной перестройке профессиональной деятельности с широким использованием информационных технологий (IТ-технологий) и удаленных коммуникаций, приобретении новых профессиональных знаний и умений.

Происходят непланируемые изменения состояния общества и связанные с этим последствия в реальном секторе экономики: сокращение миграции населения и перераспределение денежных потоков; ограничение некоторых видов коммерческой деятельности со стороны государства; стремление населения к сбережению средств, связанное с потерей работы.

Закрытие границ, в том числе региональных, переключило внимание бизнеса на наличие свободных коммерческих ниш исключительно в районе пребывания. Некоторые объекты предпринимательства приняли решение изменить виды деятельности. Осознание финансовой неопределенности побудило ряд компаний принять решение о своем закрытии.

Наоборот, стали открываться новые направления предпринимательской деятельности, связанные с внедрением цифровых платформ и технологий, автоматизации производств, предоставлением электронных услуг и т.п. Новые сферы в бизнесе сформировали запрос на новые профессии [1, с. 14].

Степень разработанности проблемы. Последствия самой масштабной мировой пандемии (COVID-19) поставили в неопределенность рычаги управления экономикой в условиях ее остановки. Отсутствуют готовые решения и практика преодоления проблем. Запросы изменившейся бизнес-среды требуют новых умений трудовых ресурсов, где мобильность и креативные предложения должны быть предложены образовательными учреждениями.

Цель статьи: на основании аналитического обзора статистических данных состояния экономики сформировать экспертное мнение о безвозвратно изменившейся ситуации, актуальности вопроса формирования человеческого капитала в целях обеспечения новых запросов бизнеса и восполнения бюджета.

Для Цитирования:
Беспалова Ольга Владимировна, Перов Владлен Витальевич, Экономика и профессиональное образование в условиях пандемии (COVID-19). Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: