Сфера образования в современном мире
расширяется и углубляется, в силу этого
актуализируется ряд вопросов, касающихся
отношений государства, общества и
университета как социального института.
Сегодня повсеместно и практически
постоянно идут дискуссии, проходят
конференции и проводятся семинары, в ходе
которых осуществляется системное
осмысление миссии высшей школы в обществе.
В статье осмысливаются следующие
принципиальные вопросы: остается ли
образование общественным благом, цель
которого — всестороннее развитие личности
в том смысле, как его понимали
родоначальники современной системы
образования, или оно превратилось в одну из
новых областей экономики, связанных со
сферой услуг. Ответ на этот вопрос имеет
ключевое значение для понимания роли
образования в современном обществе, так как
в первом случае ответственность за него
лежит на государстве, а во втором — мы имеем
дело с рынком, где правят законы спроса и
предложения.
В статье выявлены проблемы преподавания
философии в условиях, когда она
позиционируется как мудрость. Однако такой
философией нельзя овладеть обычным путем,
потому что, по словам К. Ясперса, каждый
человек должен овладевать философским
мышлением самостоятельно. Поэтому на
практике философия в университете
преподается как система знаний о предмете,
принципах, категориях, способах
философствования, крупнейших
представителях, а также основных подходах к
решению «вечных» философских проблем.
Автор приводит аргументы pro et contra на
философию в вузе.