Статья посвящена обоснованию необходимости выделения руководителя среднего звена (структурного подразделения организации) как специального субъекта трудовых правовых отношений. На практике зачастую происходит уравнивание статусов всех руководителей, от высшего до младшего звена, что приводит к тому, что гарантии труда руководителя среднего звена оказываются недостаточными для возмещения ему фактически осуществляемых им трудовых функций. Существование проблемы подтверждается судебной практикой и анализом нормативных актов. Для решения указанной проблемы предлагается внесение изменений в трудовое законодательство.
Поскольку в цифровую эпоху информация становится ресурсом, помогающим в реализации прав граждан, в сфере труда повышается значимость самопрезентации работников, эффективность которой во многом зависит от наличия и содержания характеристики как формы реализации права работника на получение информации о результатах оценки работодателем его трудовой деятельности. Автор акцентирует внимание на содержании данного документа, современных цифровых технологиях, помогающих работодателям в его создании, а также предлагает варианты совершенствования трудового законодательства, направленные на защиту прав работников.
В статье рассматриваются вопросы использования современных цифровых технологий для формирования и анализа цифровых профилей государственных и муниципальных служащих. Автор выявляет некоторые проблемы, связанные с неполным соответствием общих норм об обработке персональных данных служащих, цифровые профили которых анализируются, со специальными, касающимися конкретно служебной деятельности и противодействия коррупции, и предлагает пути их разрешения. Также им формулируются некоторые права служащих, в отношении которых осуществляются подобные проверки.
Одной из основных обязанностей работодателя является ведение учета времени, фактически отработанного каждым работником. На практике есть проблема выполнения работниками работы, входящей в трудовую функцию работника за пределами установленной продолжительности рабочего времени. Работодатель должен знать, что при больших объемах работы судами будет применяться подход, при котором работник считается привлеченным к сверхурочной работе по инициативе работодателя, если допущен к фактической работе. Работодатель не должен формально подходить к вопросу учета рабочего времени. В ситуации конфликта между формальным табелем учета рабочего времени и первичной документацией, например, путевые листы, строительная, рабочая документация со строительных площадок, данные системы контроля учета доступа на предприятие, приоритет будет отдан судами первичной документации, из которой видно, сколько фактически работник отработал.
Целью работы является исследование роли профсоюзов в условиях глобальной трансформации всех сторон общественной жизни, вызванной цифровизацией, развитием технологий искусственного интеллекта (далее — ИИ), что оказывает самое непосредственное влияние на сферу труда. Профсоюзы, как представители работников, призваны осуществить свои традиционные функции в новых условиях, а именно: представлять и защищать интересы работников в условиях распространения технологий ИИ, изменения стандартных процедур реализации трудовых прав и обязанностей сторонами трудового правоотношения, чем фактически нарушается установленный порядок, отсутствия регламентации отношений с применением ИИ. Распространение технологий ИИ и использование их работодателями в трудовых процессах влечет усиление экономической власти работодателя, возможность в отсутствие правового регулирования обходить установленные стандартные процедуры в сфере труда. В настоящее время роль профсоюза как органа, необходимого для действенной защиты прав работников против усилившейся с помощью ИИ власти работодателя, должна быть переосмыслена.
По мнению авторов, такое правовое явление, как «злоупотребление правом», тесно связно с принципом добросовестности осуществления субъективных прав. При этом именно отраслевая специфика конкретных правоотношений выступает одним из главных индикаторов, позволяющих квалифицировать действия или бездействие субъекта правоотношений на предмет их соответствия общеправовому принципу недопустимости злоупотребления правом и сделать вывод о необходимости закрепления отраслевых нормативных предписаний, препятствующих злоупотреблению правом, а также отраслевой терминологии.
Исследование посвящено актуальным проблемам, связанным с государственным пенсионным обеспечением военнослужащих и лиц, приравненных к ним. Из анализа правового регулирования пенсионного обеспечения за выслугу лет следует, что привилегированный характер указанного социального обеспечения в большинстве случае не дает возможности в полном объеме удовлетворять хотя бы необходимые жизненные потребности, достаточные для выживания и достойного существования, на тот размер пенсии, который определяется без учета всех выплат военнослужащему до выхода на пенсию. Кроме того, подчеркивается, что, как правило, еще молодой военный пенсионер, не всегда может найти применение своим профессиональным способностям в гражданской жизни и трудоустроиться.
Есть ли пошаговая инструкция по приему иностранного гражданина, в том числе граждан ЕАЭС, на работу в юридическое лицо, а также требования по нахождению на территории РФ? На этот вопрос и другие отвечают эксперты правового консалтинга Гарант.