В статье на основе норм Трудового кодекса РФ, доктрины современного трудового права проведен анализ Федерального отраслевого соглашения по организациям связи и информационных технологий на 2021–2023 годы, выявлены дублирующие и коллизионные нормы, а также иные спорные аспекты.
В статье проводится анализ положений законодательства и материалов судебной практики о порядке расторжения трудового договора по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением численности или штата работников. Формулируются рекомендации для работников и работодателей.
В статье рассматривается специфика возникновения и функционирования конфликта интересов в таможенной службе. Отражается, что конфликт интересов, как правило, возникает в злоупотреблении должностными лицами таможенных органов положением и использованием служебных полномочий для удовлетворения личных интересов или иных интересов, не связанных с исполнением должностных обязанностей. Автор анализирует существующие в структуре таможенных органов меры управления конфликтами интересов, дает оценку часто встречающимся ситуациям конфликта интересов в таможенной службе.
В последнее время нетипичные трудовые отношения получают все большее распространение. Доля дистанционных работников на рынке труда с каждым годом возрастает. Между тем выполнение трудовых обязанностей вне места нахождения работодателя создает определенную специфику в реализации конституционных гарантий на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Следует признать, что отсутствие специальной оценки условий труда дистанционных работников, а также существенное уменьшение объема обязанностей работодателя в области охраны труда таких сотрудников создает реальную угрозу злоупотребления правом со стороны работников и работодателей. В статье авторы анализируют некоторые проблемы, возникающие в сфере правового регулирования охраны труда дистанционных работников, правоприменительную практику, а также предлагают пути совершенствования трудового законодательства в данной сфере.
Процедура расторжения трудового договора по сокращению численности или штата всегда считалась довольно сложной. В ходе ее реализации работодатель должен учитывать не только требования трудового законодательства, но и правоположения, сложившиеся в судебной практике. Судебная практика сформулировала много правил, не указанных в законе, но являющихся обязательными. К таким правилам относятся, в частности, положения о том, что не являются вакантными должности, которые свободны временно на период отсутствия работника, за которым сохраняется место работы, должности, которые квотируются для инвалидов, не должны предлагаться сокращаемым работникам, должности, которые предусматривают особый порядок их замещения (например, должности профессорско-преподавательского состава, замещаемые на основании конкурса). В то же время вакантными являются должности, вводимые после увольнения работника, о наличии которых работодателю достоверно известно. Авторы статьи рассматривают указанные и иные проблемы, возникающие в практике расторжения трудовых договоров по сокращению численности или штата работников.
Статья посвящена проблематике правового регулирования дистанционной работы законодательством Республики Ангола и России. В ней также рассматриваются вопросы обеспечения безопасности труда удаленных работников. Дается ответ на вопрос: предоставляет ли ангольское законодательство удаленным работникам те же права, что и другим работникам? Автор считает, что поскольку и доктрина, и правоприменение основываются на законе, который не регулирует удаленную работу, а только устанавливает этот вид работы, следует приравнивать его контроль к личному контролю [1].
В статье на основе нормативных правовых актов, государственных программ и правоприменительной практики анализируются вопросы занятости женщин, рабочего времени, в том числе женщин с семейными обязанностями. В работе предпринята попытка сконструировать модель женской занятости и предложить нормы права, способствующие развитию института труда женщин в РФ в перспективе с акцентом на трудовые и социальные отношения.