II Евразийский экономический форум состоялся 24–25 мая 2023 г. в Москве и был приурочен к заседанию Высшего Евразийского экономического совета с участием глав государств — членов Евразийского экономического союза и государств-наблюдателей. Мероприятия состоялись в рамках председательства Российской Федерации в органах Евразийского экономического союза в 2023 г. Девиз форума: «Евразийская интеграция в многополярном мире».
По итогам заседания Евразийского межправительственного совета, которое состоялось 7–8 июня 2023 г. в Сочи, рассмотрено 22 вопроса, подписано 14 документов.
Приоритетные проекты многостороннего сотрудничества, направленные на развитие потенциала Евразийского региона, обсудили участники пленарной сессии III Евразийского конгресса, который состоялся на площадке федеральной территории «Сириус» 8–9 июня 2023 г. Тема дискуссии: «Евразия будущего: от вызовов к решениям». Конгресс прошел в рамках председательства России в органах ЕАЭС в 2023 г. Оператор мероприятий председательства — Фонд Росконгресс.
Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин 8 июня 2023 г. на полях заседания Евразийского межправительственного совета провел двусторонние встречи с главами правительств Азербайджана, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана.
Вопросы устранения препятствий в торгово-экономических отношениях и углубления прямого диалога между деловыми кругами Евразийского экономического союза и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии обсудили участники бизнес-диалога «ЕАЭС — АСЕАН», который прошел 15 июня 2023 г. в рамках Петербургского международного экономического форума.
На фоне геополитических изменений роль научно-технического сотрудничества стран Евразийского экономического союза резко возрастает. Прорывные научные разработки и проекты, основанные на общей модели развития образовательного пространства, могли бы стать ключевым элементом технического перевооружения и создать базис самодостаточности Евразийского экономического союза. К такому выводу пришли участники сессии «Научно-техническое сотрудничество и профессиональное образование: основные приоритеты Евразийского экономического союза», прошедшей 25 мая 2023 г. в рамках Евразийского экономического форума.
Такую стратегию развития системы технического регулирования Евразийского экономического союза видит министр по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии Виктор Назаренко, председательствовавший на тематической сессии «Техническое регулирование и инфраструктура качества на службе общества и промышленности» в рамках II Евразийского экономического форума.
На заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии 30 мая 2023 г. утверждена новая форма транзитной декларации и порядок ее заполнения в виде электронного документа и документа на бумажном носителе.
1 июня 2023 г. вступил в силу технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ТР ЕАЭС 050/2021).
Врио руководителя ФТС России Руслан Давыдов избран новым председателем Совета руководителей таможенных служб государств — участников СНГ. Избрание состоялось на 76-м заседании Совета, прошедшем 6 июня 2023 г. в г. Гянджа (Азербайджан).
1 июня 2023 г. в Москве под председательством врио руководителя Федеральной таможенной службы Руслана Давыдова состоялось заседание коллегии ФТС России, посвященное перспективам развития автоматизации таможенных операций и совершенствованию таможенного контроля товаров, выпущенных в автоматическом режиме.
Почти 4000 случаев незаконного перемещения через таможенную границу подконтрольных веществ и товаров помогли пресечь дальневосточные кинологи за 15 лет своей деятельности. 3 июня 2023 г. исполнилось 15 лет Кинологической службе ФТС России.
В данной статье рассмотрены основные тенденции в экономике и внешней торговле Финляндии в 2022 г. Особое внимание уделено негативным последствиям для бизнеса этой страны в результате активного участия в гибридной войне против России. Новизна статьи заключается в том, что в ней приведены новейшие статистические данные касательно внешней торговли Финляндии, на основе которых можно сделать вывод о коренных изменениях логистики товарооборота, а также товарной структуры экспорта и импорта в 2022 г. При написании статьи активно применялись исторический и статистико-математический методы научного исследования.
В статье проведен анализ подходов к трактовке категории «экспортный потенциал». Обозначена необходимость пересмотра отечественных методических подходов к оценке экспортного потенциала с учетом структурных изменений в мировой экономике в целом и внешнеэкономических связей России в частности. Затронута теория экономической сложности территорий, которая может стать методической основой для оценки экспортного потенциала территорий. Акцентировано внимание на необходимости перехода государственной политики России в области ВЭД от моноструктуры к диверсификации структуры внешней торговли с учетом фактора экономической сложности территории.
В статье предпринята попытка рассмотреть цифровизацию таможенного контроля с точки зрения механизма цифрового двойника. Несмотря на то что механизм цифрового двойника уже применяется на практике, этот институт пока развивается и в настоящее время не получил необходимого административно-процедурного обеспечения. Сделан вывод о возможности применения рассматриваемого механизма в рамках таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров.
В настоящее время рыбохозяйственному комплексу уделяется большое внимание со стороны участников предпринимательской деятельности, государства и в научной среде. Актуальным аспектом при этом является внешнеэкономическая деятельность организаций. Мероприятия по устойчивому позиционированию рыбных товаров на мировых рынках, развитию экспорта и его целевые индикаторы запланированы в государственных программах развития рыбной отрасли в целом по стране и регионам. В этой связи интерес представляет состояние экспорта рыбопродукции, его динамика за последнее десятилетие, экстраполированные оценки и их соответствие целевым значениям государственных программ. В статье проанализирована динамика добычи водных биологических ресурсов, объема экспорта рыбы и морепродуктов в Приморском крае, с применением аналитического выравнивания произведена статистическая оценка тренда, даны прогнозные оценки показателей, показано их выполнение в соответствии с запланированными Государственной программой развития рыбохозяйственного комплекса на 2020–2027 гг.