По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.543:34

Механизм цифрового двойника: использование в системе таможенного контроля

Агамагомедова С. А. канд. юрид. наук, доцент, ст. науч. сотр., Институт государства и права Российской академии наук, доцент, Российская таможенная академия, e-mail: saniyat_aga@mail.ru
Толмазова М. Р. студент 4-го курса юридического факультета им. М. М. Сперанского, ИПНБ РАНХиГС, e-mail: tolmazovamariya@yandex.ru

В статье предпринята попытка рассмотреть цифровизацию таможенного контроля с точки зрения механизма цифрового двойника. Несмотря на то что механизм цифрового двойника уже применяется на практике, этот институт пока развивается и в настоящее время не получил необходимого административно-процедурного обеспечения. Сделан вывод о возможности применения рассматриваемого механизма в рамках таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров.

Литература:

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019 с изм. от 18.03.2023) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. — URL: http://www. eaeunion.org/ (дата обращения: 12.04.2017).

2. Давыдов, Р. В. Технология «цифрового двойника» как основа выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров // Вестник Российской таможенной академии. — 2020. — № 3 (52). — С. 25–32.

3. Липатова, Н. Г., Жеребен, Е. В. Применение цифровых технологий во взаимодействии таможенных и налоговых органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров // Журнал правовых и экономических исследований. — 2019. — № 4. — C. 158–167.

4. Агамагомедова, С. А. Автоматизация таможенного контроля: условия и административно-процедурное обеспечение // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2019. — № 4. — С. 81–86.

5. Исаков, И. В., Воронина, Т. В. Применение технологии цифрового двойника на таможенном посту фактического контроля // Мировая экономика. — 2022. — № 10 (154). — С. 70–80.

6. Афонин, П. Н., Плахотин, А. А. Цифровые двойники как основа разработки тренажерных систем обучения персонала на потоковых инспекционно-досмотровых комплексах // Бюллетень инновационных технологий [Электронный ресурс]. — URL: https://bitjournal.ru/index.php/BIT/article/view/265.

7. Давыдов, Р. В. Цифровое развитие Федеральной таможенной службы, г. Москва. 21.10.2021 [Электронный ресурс]. — URL: https://forum.customs. gov.ru/uploads/23_1.pdf (дата обращения: 14.06.2023).

8. Приказ Минпромторга России от 19.04.2023 № 1450 «Об утверждении форм предоставления информации для включения в государственную информационную систему промышленности субъектами деятельности в сфере промышленности, органами государственной власти и органами местного самоуправления, соответствующих составу информации, предоставляемой оператору государственной информационной системы промышленности для включения в государственную информационную систему промышленности субъектами деятельности в сфере промышленности, органами государственной власти и органами местного самоуправления, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. № 1604» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. — URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 29.05.2023).

9. Дегтярев, М. В. Моделирование в праве // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2021. — № 3. — С. 436–461.

1. Customs Code of the Eurasian Economic Union (as amended on May 29, 2019, as amended on March 18, 2023) (Appendix No. 1 to the Treaty on the Customs Code of the Eurasian Economic Union). Official website of the Eurasian Economic Union. Available at: http://www.eaeunion.org/ (accessed: 12.04.2017).

2. Davydov, R. V. Technology of "digital twin" as a basis for selecting objects of customs control after the release of goods. Bulletin of the Russian Customs Academy. 2020, No. 3 (52), рр. 25–32.

3. Lipatova, N. G., Zhereben, E. V. The use of digital technologies in the interaction of customs and tax authorities during customs control after the release of goods. Journal of Legal and Economic Research. 2019. No. 4. рр. 158–167.

4. Agamagomedova, S. A. Automation of customs control: conditions and administrative and procedural support. Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N. I. Lobachevsky. 2019. No. 4. рр. 81–86.

5. Isakov, I. V., Voronina, T. V. Application of digital twin technology at the customs post of actual control. Mirovaya ekonomika. 2022, No. 10 (154), рр. 70–80.

6. Afonin, P. N., Plakhotin, A. A. Digital Twins as a Basis for the Development of Simulator Training Systems for Personnel at Flow Inspection and Inspection Complexes. Bulletin of Innovative Technologies. Available at: https://bitjournal. ru/index.php/BIT/article/view/265.

7. Davydov, R. V. Digital Development of the Federal Customs Service, Moscow. 10.21.2021. Electronic resource. Available at: https://forum.customs.gov.ru/ uploads/23_1.pdf (accessed: 14.06.2023).

8. Order of the Ministry of Industry and Trade of Russia dated April 19, 2023 No. 1450 “On approval of the forms for providing information for inclusion in the state information system of industry by subjects of activity in the field of industry, state authorities and local governments, corresponding to the composition of the information provided to the operator of the state information system of industry for inclusion into the state information system of industry by subjects of activity in the field of industry, state authorities and local governments, approved by Decree of the Government of the Russian Federation of December 21, 2017 No. 1604". Official Internet portal of legal information. Available at: http://pravo. gov.ru (accessed: 29.05.2023).

9. Degtyarev, M. V. Modeling in law. Bulletin of the Perm University. Legal Sciences. 2021, No. 3, рр. 436–461.

Цифровизация проникла во многие сферы жизни общества, и таможенное регулирование не стало исключением.

Сегодня при проведении таможенных процедур используются механизмы применения электронной цифровой подписи, электронного таможенного декларирования, автоматической регистрации таможенной декларации на товары, автоматического выпуска товаров таможенными органами и т. д. Относительно новой частью таможенного контроля выступает механизм цифрового двойника. Нами предпринята попытка рассмотреть использование механизма цифрового двойника в процедурах таможенного контроля в целом, а также в процедуре таможенной проверки как приоритетной сегодня формы таможенного контроля.

Согласно ст. 331 ТК ЕАЭС, таможенная проверка проводится таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, и заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, и (или) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с ТК ЕАЭС или законодательством государствчленов, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном ТК ЕАЭС или законодательством государствчленов [1]. Для облегчения проведения указанных процедур и повышения их эффективности используется большое количество информационно-коммуникационных технологий.

В наши дни одним из перспективных направлений совершенствования процедуры проведения таможенных проверок является работа с механизмом цифрового двойника. В широком понимании цифровой двойник — это виртуальная копия объекта, процесса или явления. В сфере таможенного регулирования Р. В. Давыдов предлагает понимать под цифровым двойником «постоянно меняющуюся цифровую копию (цифровой профиль, цифровая модель) участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД), позволяющую с использованием методов математического анализа оценивать и моделировать (предсказывать) поведение данного объекта или развитие связанных с ним процессов с целью определения необходимости проведения в отношении него контрольных мероприятий» [2].

Представители Федеральной таможенной службы обосновывают содержание структуры механизма цифрового двойника, используемого в деятельности таможенных органов, и выделяют четыре группы функций указанной технологии:

1. Хранение информации (АИС ЦРСВЭД): об участнике ВЭД, взаимосвязанных с ним лицах, учредителях, аффилированных лицах, лицах, связанных по сделкам и операциям с товарами, и пр.

2. Анализ деятельности участника ВЭД: показатели таможенного декларирования товаров, характеристики товаров, контракты, маршруты доставки товаров, сведения из информационных ресурсов таможенных органов.

3. Анализ иных сведений о деятельности участника ВЭД из информационных ресурсов: государственных контролирующих органов, из открытых источников сети «Интернет», из коммерческих баз данных (СПАРК, Бюро «Ван Дейк» и пр.).

4. Сопоставление деятельности участника ВЭД со схемами ухода от уплаты таможенных платежей по результатам проведения ТКПВТ, применения профилей рисков с возбуждением дел об административных правонарушениях или уголовных дел [7].

Исследователи отмечают, что «ФТС России серьезно продвинулась в направлении формирования и структурирования массивов данных о деятельности участников ВЭД, включая исторические аспекты» [3]. Р. В. Давыдов пишет, что «в настоящее время концепции цифрового двойника в наибольшей степени соответствует входящее в состав ЕАИС ТО автоматизированное программное средство "Центральный реестр субъектов внешнеэкономической деятельности" (АПС ЦРС ВЭД), в котором сосредоточены сведения обо всех участниках ВЭД, подавших с 1 января 2013 г. хотя бы одну декларацию на товары. Целью создания АПС ЦРС ВЭД явились сбор и идентификация актуальных сведений о субъектах, вступавших в правоотношения с таможенными органами Российской Федерации, а также предоставление должностным лицам таможенных органов объективной информации о деятельности субъектов ВЭД» [2].

Специалисты обоснованно считают, что применение технологий цифрового двойника будет очень полезно именно для проведения последующего таможенного контроля, когда товар чаще всего уже реализован покупателям в цепочке его жизненного цикла, подвергся переработке либо полностью потреблен и в большинстве случаев проверить его характеристики, заявленные при декларировании, в рамках фактического контроля уже невозможно. Они также предлагают технологии цифрового двойника в деятельности таможенных органов реализовать в перспективе через создание автоматизированной системы определения объектов таможенного контроля после выпуска товаров путем доработки и развития находящегося в использовании подразделений таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России программного средства КПС «Постконтроль» и «его интеграции с упомянутым выше АПС ЦРС ВЭД и, кроме этого, разработать единые индикаторы (области) риска, типы (схемы) нарушений таможенного законодательства, методы оценки риска нарушения таможенного законодательства и расчета степени ущерба при совершении нарушения, перечень форм таможенного контроля и обеспечивающих его мер для устранения выявленных нарушений» [2].

При этом рассматриваемая технология не ограничивается применением исключительно в рамках таможенного контроля после выпуска товаров. И. В. Исаков и Т. В. Воронина пишут о применении технологий цифрового двойника на таможенном посту фактического контроля. Одним из примеров использования механизма цифрового двойника является мониторинг состояния перевозчика. Он заключается в сравнении данных сформированного цифрового двойника транспортного средства и данных, полученных при фактическом досмотре. Еще один пример использования технологий цифрового двойника на таможенном посту фактического контроля — это осуществление санитарноэпидемиологического контроля, заключающегося в получении данных о фитофизиологических показателях людей и их состоянии и сравнение этих данных с некоей моделью «среднестатистического здорового человека». «На основе проведенного анализа принимаются решения о применении дополнительных мер контроля» [5]. Последний пример немного выбивается из общей колеи, так как здесь идет речь не о цифровой копии участника ВЭД в прямом смысле, а о своего рода цифровой копии человека, позволяющей определить, есть ли «риски, связанные с перевозкой наркотических и других запрещенных веществ, а также субъекты-носители инфекционных болезней» [5].

Кроме этого, цифровые двойники используются для разработки специализированных тренажерных систем обучения персонала для работы на потоковых инспекционно-досмотровых комплексах в целях совершенствования механизма пограничного и таможенного администрирования в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации [6].

Исходя из приведенных примеров, можно сделать вывод, что механизм цифрового двойника может быть эффективен при проведении как фактического таможенного контроля, так и таможенных проверок, а также использоваться при подготовке и повышении квалификации должностных лиц таможенных органов.

Ученые выделяют «два фактора автоматизации таможенного контроля: информационно-техническое обеспечение и административно-процедурное обеспечение» [4]. Механизм цифрового двойника определенным образом сочетает в себе две выделенные составляющие и имеет целью снижение контрольно-надзорного воздействия с одновременным повышением его эффективности.

Что касается административно-процедурного обеспечения внедрения цифровых двойников, то стоит отметить, что сам термин «цифровой двойник» в нормативно-правовом массиве используется пока довольно редко (термин чаще всего используется в кавычках) [8]. На данный момент эта правовая категория только формируется и осторожно начинает использоваться в нормативных актах. В правовой науке метод цифровых моделейдвойников позиционируется в качестве методов моделирования [9].

Использование подобных методов, в том числе в рамках таможенного контроля, отражает качественно новый уровень цифровизации данного направления функционала таможенных органов, отличающийся от этапа автоматизации базовых таможенных операций: «автоматической регистрации таможенной декларации на товары и автоматического выпуска товаров таможенными органами» [4].

Ученые считают, что использование технологий цифрового двойника способствует переходу от электронной к интеллектуальной таможне [5]. Это можно считать новым этапом влияния информационно-коммуникационных технологий на систему таможенного контроля, однако полноценного нормативноправового обеспечения использования механизма цифрового двойника пока нет, что свидетельствует о том, что информационно-техническое обеспечение в данном случае «обогнало» административно-процедурное.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы.

Анализ свидетельствует о том, что механизм цифровых двойников используется как при фактическом контроле, так и при контроле после выпуска товаров. Кроме того, рассматриваемый механизм применяется при осуществлении иных видов государственного контроля и надзора, полномочиями по проведению которых наделены таможенные органы. Имеет место использование цифровых двойников при обучении и повышении квалификации должностных лиц таможенных органов. Особое значение придается применению механизма цифровых двойников при осуществлении таможенных проверок, в частности, на этапе выбора объекта таможенной проверки. В данном случае анализу со стороны таможенных органов подлежит цифровая копия подконтрольного лица на определенном хронологическом этапе. В настоящее время механизм цифрового двойника не нашел нормативно-правового закрепления в таможенном законодательстве, а также в ведомственном нормативно-правовом массиве. Полагаем, это еще предстоит сделать и обеспечить в административно-процедурном смысле качественно новый этап цифровизации таможенного контроля.

Язык статьи:
Действия с выбранными: