Статья представлена Группой компаний Северсталь по результатам практической реализации способов обследования крановых подвесных подъемных сооружений. Авторами показано как ведется работа с разработчиками и потенциальными поставщиками оборудования по комплексной оценке состояния пути подвесных подъемных сооружений. По результатам совместной работы выработаны основные направления возможной реализации проекта. Задача, поставленная в статье, не решена в полном объеме. Продолжение решения ожидается в следующем номере.
В статье представлен опыт применения комплексного диагностического обследования (КДО) силовых трансформаторов, эксплуатирующихся более 30 лет. Рассмотрены два типовых сценария старения оборудования: равномерное старение активной части и локальное развитие дефектных узлов, сопровождающееся вибрационными и электроразрядными явлениями. На примере обследования автотрансформатора АТДЦТН-63000/220 и блочного трансформатора ТНЦ1000000/500 показаны возможности совмещённого анализа параметров «ВИБРО– ЭРА–ТЕРМО–ХАРГ», включающего вибродиагностику, тепловизионный контроль и хроматографический анализ газов. Такой подход позволяет выявлять скрытые дефекты на ранних стадиях, оценивать остаточный ресурс и принимать обоснованные решения о сроках и объёмах ремонта. Установлено, что сочетание методов онлайн-мониторинга и комплексной диагностики повышает точность оценки технического состояния и способствует продлению срока службы трансформаторов без снижения надёжности энергоснабжения.
Актуальность проблемы обусловлена состоянием парка высоковольтных выключателей в энергосистемах. Одним из основных направлений является разработка интеллектуальных информационных систем анализа надежности выключателей с целью повышения достоверности оценки остаточного ресурса работы. Предлагается модель оценки остаточного ресурса выключателей. В качестве исходных данных используются данные о расходе коммутационного ресурса при отключениях токов КЗ, данные изменения износа узлов выключателя вследствие механических, электрических и тепловых воздействий. Интеллектуальный анализ результатов диагностики технического состояния выключателя включает: сведения о техническом состоянии выключателя; анализ скорости износа узлов выключателя; уточнение даты и объема организации мониторинга выключателя; динамика изменения износа выключателя; сравнение методов испытания узлов выключателя. Проведенный анализ позволяет сформулировать методическую поддержку персонала для повышения эффективности планирования объектов и сроков восстановления износа, обеспечение снижения риска ошибочного решения.
В статье авторы исследуют влияние износа режущего инструмента на точность обработки и производительность механических операций. Рассмотрены механизмы износа, их связь с геометрией инструмента, силовыми и температурными нагрузками. Представлены рекомендации по оптимизации режимов резания и методов мониторинга состояния инструмента для минимизации негативных эффектов. Актуальность данной темы состоит в улучшении качества продукции, снижении затрат на производство и повышении скорости производства.
В работе предложена методика определения параметров гидропривода вращательного действия в динамическом режиме. Приведены недостатки cтатопараметрического метода диагностирования гидропривода. Предложено диагностировать гидроприводы - при разгоне. В качестве параметра диагностирования предложен динамический коэффициент частоты вращения вала насос-гидромотора.
Статья посвящена разработке интеллектуальной системы аварийной остановки запуска на основе методов искусственного интеллекта и машинного обучения. Рассматривается подход к прогнозированию сбоев путем анализа телеметрических данных в реальном времени с использованием современных алгоритмов глубокого обучения. Основное внимание уделено созданию гибридной архитектуры, сочетающей модифицированные LSTM-сети, временные сверхточные сети и методы обнаружения аномалий. Предложенная система демонстрирует способность выявлять развивающиеся неисправности на 5–15 сек раньше традиционных пороговых методов при частоте ложных срабатываний менее 0,2 %. Особенностью исследования является разработка механизмов интерпретируемости решений искусственного интеллекта и их интеграции в существующие системы управления запуском. Экспериментальные результаты подтверждают эффективность подхода при обработке до 10 000 измерений в сек с задержкой менее 50 мс. Статья содержит детальный анализ методологии, результатов тестирования и перспектив развития системы. Предложенные решения могут быть применены не только в аэрокосмической отрасли, но и в других областях, требующих надежного мониторинга сложных технических систем.
Практически все технологии индустрии 4.0 базируются на работе с цифровыми данными. Чтобы система могла не просто выполнять запущенные оператором действия, а оценивать ситуацию, прогнозировать риски и далее корректировать процессы, необходимо загрузить в нее базы образцов, эталонных операций, нормативных показателей и разрешенных сценариев, а также ситуаций отклонения от нормы. В большинстве своем российские предприятия не имеют таких готовых баз. Поэтому необходим первый шаг, которому и посвящена эта статья, — разработка и последующая интеграция системы мониторинга для сбора данных.
Приведены методы математического описания термодинамических процессов в изоляции приводных электродвигателей переменного тока мегаваттного класса. Наиболее целесообразной при выборе модели мониторинга синхронных электродвигателей является функциональная диагностическая модель, при использовании которой входные воздействия элементарных проверок определены заранее рабочим алгоритмом работы объекта, и выбору подлежат только составы контролируемых параметров объекта диагностирования. Получены результаты анализа динамики термодинамических процессов в статорных обмотках машин.
В статье рассмотрены исследования и анализ температурного поля тела анодов приемно-усилительных ламп, изготовленных из никелевых композитов. Предложена методика расчёта температуры анодов, основанная на соотношении световых потоков в видимой и инфракрасной части спектра излучения. Световой поток от анода воспринимался двумя фотоприемниками, настроенными на узкий диапазон длин волн в середине видимой и инфракрасной части спектра излучения. Показано, что в узких диапазонах длин волн, используемых в эксперименте, наблюдается сингулярность распространения энергии анода. При этом зависимостью спектральных коэффициентов излучения от температуры можно пренебречь.
Представлены результаты микрометражных исследований ремонтного фонда шатунов двигателей ЯМЗ-238, ЯМЗ-236 и Raba-MAN. Описана новая технология восстановления шатунов дизельных двигателей с косым разъемом комбинированием способов электроискровой обработки и холодного газодинамического напыления порошков. По результатам экспериментальных исследований определены физико-механические свойства и фреттинг-коррозионная стойкость применяемых при восстановлении шатунов покрытий