По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.3.004

Восстановление шатунов электроискровой обработкой и холодным газодинамическим напылением порошков

Задорожний Р. Н. канд. техн. наук, вед. науч. сотр., ФГБНУ ФГАЦ ВИМ
Костомахин М. Н. канд. техн. наук, вед. науч. сотр., ФГБНУ ФГАЦ ВИМ

Представлены результаты микрометражных исследований ремонтного фонда шатунов двигателей ЯМЗ-238, ЯМЗ-236 и Raba-MAN. Описана новая технология восстановления шатунов дизельных двигателей с косым разъемом комбинированием способов электроискровой обработки и холодного газодинамического напыления порошков. По результатам экспериментальных исследований определены физико-механические свойства и фреттинг-коррозионная стойкость применяемых при восстановлении шатунов покрытий

Литература:

1. Костомахин М. Н. Влияние эксплуатационной надежности тракторов и зерноуборочных комбайнов на эффективность их использования: дис. … канд. техн. наук. — М., 2008. — 155 с. EDN NQGOAF.

2. Костомахин М. Н. Анализ надежности отечественных и зарубежных тракторов на основе данных МИС /М. Н. Костомахин, М. Я. Лукьянов //Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — 2012. — № 7. — С. 34–39. EDN PNOQSD.

3. Дорохов А. С. Сбор информации о надежности сельскохозяйственных машин с использованием систем мониторинга с помощью контроля параметров технического состояния /А. С. Дорохов, М. Н. Костомахин, А. Н. Воронов //Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — 2018. — № 8. — С. 53–61. EDN YAQTDN.

4. Дунаев А. В. О разработке в ГОСНИТИ методов и средств управления надежностью сельскохозяйственной техники/А. В. Дунаев, М. Н. Костомахин//Технический сервис машин. — 2020. — № 1 (138). — С. 196–206. DOI: 10.22314/2618–8287–2020–58–1-196–206. EDN QAWSBO.

5. Соломашкин А. А. Техническое состояние машины, ее исправность и работоспособность/А. А. Соломашкин, К. Г. Совин, М. Н. Костомахин //Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — 2018. — № 4. — С. 42–49. EDN YVXMLP.

6. Слинко Д. Б., Дорохов А. С., Денисов В. А., Лялякин В. П. Практика применения плазменнопорошковой наплавки при восстановлении изношенных деталей машин//Технология машиностроения. — 2019. — № 3. — С. 32–37. EDN VFRRXP.

В дизельных двигателях сельскохозяйственных, дорожно-строительных, лесных и других тяжелонагруженных машин применяются шатуны разнооб разных конструкций как с прямым, так и с косым разъемом нижней головки.

Проведенный анализ ремонтного фонда шатунов с косым разъемом нижней головки на примере шатунов двигателей ЯМЗ-236/238 и Raba-MAN в до- и межремонтном периоде эксплуатации показал, что 66 и 36 % соответственно отверстий НГШ (нижних головок шатунов) имеют превышение допуска по износу, а 81 и 85 % превышают допустимые отклонения по форме отверстия. С учетом сочетания указанных дефектов НГШ 99 % шатунов ЯМЗ-236/238НБ и 96 % Raba-MAN требуют восстановления. При этом около 45 % НГШ ЯМЗ-236/238 и 40 % шатунов Raba-MAN из числа ремонтного фонда имеют износ до 200 мкм [1–3].

Шатуны с изношенными втулками верхних головок встречаются у 96 %, которые, как правило, заменяются новыми. Данные микрометражных исследований ремонтного фонда позволили оценить распределение и определить коэффициенты повторяемости основных дефектов шатунов.

Основными способами восстановления работоспособности шатунов с предельными износами и отклонениями формы поверхности НГШ в современном ремонтном производстве являются: обработка в ремонтный размер и нанесение покрытия. На обработку в ремонтный размер приходится практически все 100 % ремонтов шатунов. Это связано с простотой способа, однако произвести ремонт данным способом можно ограниченное количество раз.

Широкое применение в ремонтном производстве восстановления шатунов с использованием металлопокрытий ограничивается рядом технологических, экологических и экономических причин, главной из которых можно назвать недопущение термических методов при ремонте двигателей по техническим требованиям на капитальный ремонт [4–5].

Однако появление и развитие таких перспективных способов, которыми являются электроискровая обработка и холодное газодинамические напыление [6], позволили обойти вышеперечисленные препятствия при восстановлении шатунов и получать покрытия с заданными механическими свойствами, требуемой толщины, с минимальным термическим влиянием на основу.

Для Цитирования:
Задорожний Р. Н., Костомахин М. Н., Восстановление шатунов электроискровой обработкой и холодным газодинамическим напылением порошков. Современные методы технической диагностики и неразрушающего контроля деталей и узлов. 2025;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: