С 30-х гг. прошлого века развивается нетрадиционная (параллельная) триботехника нестандартных триботехнических материалов для повышения работоспособности узлов трения различной гражданской и военной техники, что особенно актуально для изношенных машин и оборудования в АПК РФ. Ее особенность: трибообработка деталей не при изготовлении машин и оборудования, а только сопряжений трения введением трибоматериалов при техническом обслуживании и ремонте машин и оборудования. Эти трибоматериалы — профилактические в начальный этап эксплуатации машин, оборудования и ремонтно-восстановительные, применяемые вместо ремонта узлов трения, воздействующие не на масла, смазки, а напрямую — только на поверхности трения при их работе под высоким давлением и температурой. Среди ремонтно-восстановительных трибоматериалов в истории развития параллельной триботехники предпочтительными оказались разнообразные минеральные порошки, достаточно эффективные, простые в приготовлении и применении. Они апробированы впервые во многих ленинградских НИИ («Механобр» и др.), в ИМАШ РАН, в десятках НИИ РФ, а широкое внедрение с 1980-х гг. велось частными фирмами: НПИФ «Энион-Балтика», НПЦ «Руспромремонт», НПТК «СУПРОТЕК», во многих других гражданских и военных организациях РФ, Японии, Финляндии, Китая, Франции, Германии, Египта, других стран Европы, Азии, Африки, Америки. Уже трибообработано более 1 млн автомоторов и десятки тысяч других агрегатов стационарного оборудования в гражданской и военной промышленности. Результаты трибообработки минеральными трибоматериалами порой уникальны, увеличивают ресурс сопряжений трения до 3 раз, повышают функционирование узлов, агрегатов порой до номинала и даже выше. Однако нестабильность трибосоставов частных фирм потребовала для технического сервиса машин АПК разработки стандартных трибоматериалов на основе стабильной промышленной продукции, что и выполнено в ФГБНУ ФНАЦ ВИМ. Исходным материалом явились минеральные порошки шахты «Сарановская». Их высушили в электрошкафу СНОЛ при 105 ᵒС, просеяли на сите 100 мкм виброгрохота Analizzete 3 Pro, проверили на рентгеновском дифрактометре XRD 6000 с библиотекой спектров ICDD, измельчили на шаровой планетарной мельнице «АКТИВАТОР 2SL», снова проверили дифрактометром, рассмотрели на металлографическом микроскопе Olympus GX 51 и после этого испытали на трибометр TRB-S-DE со стальной трибопарой «палец — диск» в масле М-10Г2К в режиме ступенчатого нагружения до давления 218 МПа при скорости скольжения 1 м/с и пути трения 1500 м. Рентгено-фазовым анализом согласно библиотеке ICDD в трибосоставе основным минералом выявлен классический Aluminum IronMagnesium Si, Lisardite-1T [Mg₃Si₂O₅₄] со всеми его стандартными характеристиками. Три других минерала — вторичны. Порошок от обработки посветлел, стал светло-серо-желтым, большая доля частиц состава «Сарановский» 1–5 мкм, средний размер 2,3 мкм с редкими агломератами до 40 мкм, что соответствует требованиям триботехники. Сравнительные трибоиспытания показали высокую нагрузочную и антифрикционную эффективность моторного масла фирмы Mobil, совпадение свойств серпентиновых трибосоставов ЦНТ и МС-20. Хорошие свойства подтвердили наноалмазные составы «КАРАТ-М» и «КАРАТ-5». А состав «Сарановский» выявлен лучшим из серпентиновых и по трибосвойствам приближает масло М-10Г2К к высшему классу масла фирмы Mobil. Профессором Остриковым В. В. проведены 250-часовые эксплуатационные испытания полного аналога состава «Сарановский» в дизелях тракторов МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75М. Отмечено общее снижение расхода топлива тракторов на 5–8 %, угара масла на — 10–12, а дымности на 8–15 %. Но главное, содержание железа в маслах уменьшилось на 20–25 %. Это свидетельствовало о должном противоизносном свойстве трибосостава, об увеличении срока службы дизелей и подтвердило известную с 1990-х гг. эффективность нетрадиционной триботехники. Выявлено, что трибосостав «Сарановский» с минералом лизардит 1Т из стабильных промотходов удовлетворительный, а создание искусственного трибосостава выполнено. Этот состав может использоваться для безразборного ремонта изношенных ДВС и силовых передач. Для гидроприводов порошок требует выделения фракции до 10 мкм.