По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 634.0323.13.375

Имитационная модель для оценки эффективности виброзащиты системы подрессоривания колесного сельскохозяйственного трактора класса 4

В. А. Кузьмин соискатель ученой степени канд. техн. наук, мл. науч. сотр., инженер, ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный Центр ВИМ», е-mail: kuzmin.viktor92@mail.ru
Р. С. Федоткин канд. техн. наук, вед. науч. сотр., ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный Центр ВИМ», е-mail: frs89@bk.ru
В. А. Крючков канд. техн. наук, вед. науч. сотр., ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный Центр ВИМ», е-mail: smash@list.ru

Эксплуатация машинно-тракторных агрегатов всегда связана с повышенной вибрацией, вызванной внешними и внутренними возмущениями, наиболее существенным из которых является возмущение со стороны фона при движении машинно-тракторного агрегата по неровностям пути. При определенных значениях, превышающих нормативные, вибрации оказывают крайне негативное влияние как на техническую систему, так и на организм человека. Для снижения величины колебаний, приходящихся на рабочее место оператора, необходимо на стадии проектирования системы подрессоривания машины подобрать оптимальные характеристики упругодемпфирующих элементов узлов и агрегатов машины. В работе приведена имитационная модель, разработанная в программном комплексе Matlab/Simulink с использованием библиотеки Simscape, а также метод сравнительной оценки виброзащиты различных вариантов конструкции системы подрессоривания на примере колесного сельскохозяйственного трактора класса 4 по основным параметрам вибрации: виброускорению, виброскорости и виброперемещению на рабочем месте оператора. Сравнительной оценке подвергались два варианта конструкции системы подрессоривания трактора: два виброизолятора кабины Bergkraft BK8508131 и два амортизатора кабины ZF MSEE30/15x44A2 при подрессоренном и неподрессоренном мосте. Имитационная модель состоит из сосредоточенных масс с их упругодемпфирующими элементами, блока внешнего возмущения со стороны профиля дороги и блока вывода — виртуального набора датчиков, установленных на кресле оператора; все блоки имеют условную механическую связь друг с другом. В качестве возмущающего воздействия задана профилограмма поля из-под овощных культур. Результат расчета представлен в виде зависимости основных параметров вибрации от времени, визуальный анализ которых позволяет выявить наиболее предпочтительный вариант конструкции системы подрессоривания из рассматриваемых. Имитационная модель универсальна и может применяться для сравнительной оценки систем подрессоривания любых узлов и агрегатов различных колесных машин.

Литература:

1. Потураев В. Н., Дырда В. И. Резиновые детали машин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Машино строе ние, 1977.

2. Вибрации в технике: Справочник: В 6 т. Защита от вибрации и ударов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Машиностроение, 1995. — Т. 6. — 456 с.

3. Селифонов В. В., Хусаинов А. Ш., Ломакин В. В. Теория автомобиля: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «автомобиле- и тракторостроение». — М.: МГТУ МАМИ, 2007. — 102 с.

4. Купрюнин Д. Г., Щельцын Н. А., Бейненсон В. Д., Федоткин Р. С., Белый И. Ф., Ревенко В. Ю. Экспериментальное исследование сравнительных показателей гусеничных дви жителей сельскохозяйственных трак торов // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. — 2016. — № 3 (29). — С. 16–24.

5. Шеховцов К. В. Снижение уровня вибронагруженности рабочего места оператора трактора за счет применения динамических гасителей колебаний в системе подрессоривания кабины: дис. … канд. техн. наук. — М., 2014. — 159 c.

6. Абрамов М. И. Математическая модель грузового автомобиля «Урал» с колесной формулой 4х4 // Вестник Южно-Уральского государственного университета. — 2014. — № 2 (14). — С. 28–33.

7. Нашиф А., Джоунс Д., Хендерсон Дж. Демпфирование колебаний: Пер. с англ. — М.: Мир, — 1988.

8. Ермаков А. И., Лазуткин Г. В., Паровай Ф. В., Бояров К. В., Бондарчук П. В., Давыдов Д. П. Упругодемпфирующие и динамические характеристики виброизоляторов из проволочных материалов различных типов // Вестник СГАУ. — 2014. — Ч. 1. — № 5 (47). — С. 54–61.

Одними из важнейших оценочных параметров тяговых и транспортных машин являются плавность хода и вибронагруженность их узлов и агрегатов, особенно на сиденье оператора и органы управления. Главным образом вибронагруженность характеризуется вертикальными колебаниями (вибрацией) сосредоточенных масс машины от фона при ее движении по неровностям пути.

Общеизвестно, что повышенные вибрации, превышающие нормативные значения, негативно влияют на надежность машины и организм человека [1, с. 199; 2, с. 374].

Для снижения уровня вибрации необходимо на стадии проектирования машины подобрать оптимальные упругодемпфирующие (УДХ) и инерционные характеристики элементов ее системы подрессоривания (СП).

Традиционным методом оценки вибронагруженности машины, в том числе уровня вибрации на сиденье оператора, является составление динамической и математической модели в виде системы дифференциальных уравнений движения машины, число которых равно количеству сосредоточенных масс (СМ) [3, с. 94]. Решение таких моделей даже с помощью современных программных средств сопровождается огромным числом итераций, что значительно повышает трудоемкость решения задачи и влияние человеческого фактора на достоверность результата.

Другой способ оценки вибронагруженности машины — проведение экспериментальных исследований в условиях реальной эксплуатации машин с применением контрольно-измерительной аппаратуры и по методикам, изложенным в нормативах. К примеру, таким способом оценивалась вибронагруженность гусеничного трактора ВТ-150 в работе [4, с. 21–23].

Очевидна необходимость снижения трудоемкости и повышения точности аналитических исследований вибронагруженности на этапе проектирования.

Цель исследования — разработка имитационной модели (ИМ) движения машины для оценки эффективности виброзащиты СП на примере колесного сельскохозяйственного трактора класса 4, а также предпосылок ее унификации.

В качестве примера в данной работе выбран один из современных отечественных колесных сельскохозяйственных тракторов общего назначения класса 4. При разработке модели были выделены СМ: сиденье с оператором, кабина, двигатель, коробка передач, остов трактора и его передний ведущий мост. Использованы реальные конструкции СП этих СМ.

Для Цитирования:
В. А. Кузьмин, Р. С. Федоткин, В. А. Крючков, Имитационная модель для оценки эффективности виброзащиты системы подрессоривания колесного сельскохозяйственного трактора класса 4. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2022;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: