Эффективным приемом в повышении износостойкости и ресурса особенно изношенных узлов трения является обеспечение на поверхностях их деталей антифрикционных покрытий различными триботехническими составами, вводимыми в штатные смазки при техническом обслуживании машин и оборудования [1, 5, 7–10, 12–17]. Апробированные с 1930 г. [10] они при техническом обслуживании машин и оборудования позволяют в 2–3 раза увеличить срок их службы, на 5–20 % уменьшить расход топлива и электроэнергии, до 30 % — эксплуатационные затраты [7, 9, 10, 13, 14]. Введение в масла химически активных веществ, суспензий частиц природных и искусственных минералов, масляных растворов активных органических веществ, солей металлов органических кислот [7, 17], электрических зарядов с потреблением менее 1 Вт [4, 6, 11], создающих противоизносные покрытия [2, 5, 8, 12, 15–17], повышающих адгезию смазки, технически и экономически оправданно с рентабельностью 500–800 % и более [1, 3, 5, 7–10, 12–17]. Безразборный технический сервис как часть общей системы технического обслуживания и ремонта машин отвечает всем периодам их жизненного цикла и включает обкатку, диагностирование, ввод профилактических трибосоставов, очистку систем смазки двигателей, топливоподачи, охлаждения, а главное — восстановление изношенных узлов ремонтно-восстановительными составами [5, 7–10, 12–14, 17]. В последнем приеме минеральные частицы открывают каталитически активные поверхности трения, подвергаются механической нагартовке, участвуют в адгезии, физико-химических процессах, трибополимеризации, катализе трибо-процессов [2, 15–17]. В итоге образуется ремонтно-восстановительное покрытие [2, 5, 12, 15–17]. Серпентиновые трибосоставы создают прочные антифрикционные покрытия [2, 15–17]. Согласно изучению европейских и американских исследователей [15, 16], а особенно в Китайской государственной лаборатории трибологии Университета Цинхуа [17], эти минералы обусловливают образование алмазоподобных углеродных пленок (Diamond Like carbon fi lms — DLC-fi lms). Их поверхность высокой чистоты и твердости, под ними видны следы механической обработки, на 90 % они состоят из углерода, их сопротивление 10–300 Ом/см. Эффект серпентиновой обработки проявляется через час и наращивается при эксплуатации даже без трибосостава [2, 10]. Ниже приведены подтверждающие эффективность нетрадиционной триботехники лабораторные испытания трибосоставов и подачи зарядов в масла.