По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 678.012 DOI:10.33920/sel-10-2101-03

Повышение послеремонтной безотказности ДВС и трансмиссий тракторов применением наноматериалов

Лялякин В. П. д-р техн. наук, ФГБНУ ФНАЦ ВИМ
Соловьев Р. Ю. канд. техн. наук, ФГБНУ ФНАЦ ВИМ
Ольховацкий А. К. канд. техн. наук, ФГБНУ ФНАЦ ВИМ

В статье приведены некоторые итоги и результаты исследования по сокращению эксплуатационной обкатки и повышению безотказности ДВС, отремонтированных ЦРМ СХП, применением наноматериалов.

Литература:

1. Черноиванов В. И., Соловьев Р. Ю., Ольховацкий А. К. и др. Инновационные методы повышения послеремонтной надежности сельскохозяйственной техники и инвестиционной привлекательности ремонтно-обслуживающих предприятий в АПК: Монография / В.И. Черноиванов, Р.Ю. Соловьев, А.К. Ольховацкий, В.П. Лялякин, Д.А. Гительман и др.; Под общ. ред. В.И. Черноиванова; — М.: ГНУ ГОСНИТИ, 2012. — 400 с.

2. Ольховацкий А. К. Наноматериалы в техническом сервисе сельскохозяйственных машин: учебное пособие / А.К. Ольховацкий, Р.Ю. Соловьев, В.П. Лялякин, Д.А. Гительман и др.; под ред. В.И. Черноиванова — М.: ГНУ ГОСНИТИ, 2010. — 68 с.

3. Лялякин В. П., Соловьев Р. Ю., Ольховацкий В. К. и др. К вопросу сокращения продолжительности послеремонтной эксплуатационной обкатки трактора / В.П. Лялякин, Р.Ю. Соловьев, А. К. Ольховацкий, Д. А. Гительман, С.М. Ко новалов // Труды ГОСНИТИ. — М.: ГОСНИТИ, 2012. — Т. 110. — Ч. 2. — С. 38–42.

4. Ольховацкий А. К., Гительман Д. А. Методика выбора рационального трибопрепарата для продления послеремонтного ресурса ДВС на сельхозпредприятиях / А.К. Ольховацкий, Д.А. Гительман // Труды ГОСНИТИ. — М.: ГОСНИТИ, 2012. — Т. 110. — Ч. 1. — С. 75–78.

5. Соловьев Р. Ю., Ольховацкий А. К., Гительман Д. А. Повышение послеремонтной надежности ДВС применением наноматериалов / Р.Ю. Соловьев, А.К. Ольховацкий, Д.А. Гительман // Труды ГОСНИТИ. — М., 2013. — Т. 111. — Ч. 2. — С. 40–44.

6. Лялякин В. П., Ольховацкий А. К., Гительман Д. А и др. Наноматериалы для продления послеремонтного ресурса тракторных трансмиссий и экономии топлива / В.П. Лялякин, А.К. Ольховацкий, Д.А. Гительман, А.П. Шавкунов // Труды ГОСНИТИ. — М.: ГОСНИТИ, 2010. — Т. 105. — С. 53–57.

Краткий анализ технического уровня и послеремонтной надежности отечественной сельскохозяйственной техники, укрупненная характеристика состава парка основных машин и ремонтно-обслуживающей базы в сельском хозяйстве показали, что в нем используется в основном устаревшая техника, созданная 30–40 лет назад, а затраты на ремонт и запчасти составляют более 65 млрд руб. в год (или 12–15 % затрат в структуре себестоимости сельхозпродукции вместо 4,5–5 % имевшихся ранее). К каждому сезону ремонту подвергается 60–65 % парка тракторов и комбайнов. Доля исправных тракторов не превышает 80–82 % (вместо 95–98 %) [1].

По данным ГОСНИТИ (ФГБНУ ФНАЦ ВИМ), в 2012 г. доля ремонта тракторов в РТП и РЗ составила 2,8 %. Ремонт всего парка тракторов проводится в основном в технически не оснащенных центральных ремонтных мастерских сельхозпредприятий. Ресурс дизельных двигателей, отремонтированных в ЦРМ, в 3–7 раза ниже нормативного, установленного ГОСНИТИ (ФГБНУ ФНАЦ ВИМ) [1].

В связи с этим объективно возникает необходимость поиска и проведения исследований по повышению безотказности ДВС применением эффективных наноматериалов в составе масел, а также в разработке метода выбора рациональных нанодобавок, исключающих образование задиров в ресурсных сопряжениях в процессе обкатки, штатной эксплуатации и существенно повышающих безотказность ДВС. Сокращенная классификация нанопрепаратов приведена в таблице 1 [2].

В статье используются такие термины, как «нанодобавка», «трибопрепарат», «наноматериал», «трибоматериал». Такой подход авторов вызван тем, что терминология по применению наноматериалов в техническом сервисе машин не утверждена. В то же время в России и за рубежом производится более 200 различных марок нанопрепаратов.

Исходя из вышеизложенного, были поставлены следующие задачи исследования: теоретически обосновать и разработать метод диагностики и выбора рационального наноматериала в составе моторного масла для ускорения обкатки и повышения послеремонтной безотказности ДВС и, используя разработанный метод, выполнить триботехнические исследования наноматериалов и выявить рациональный наноматериал. Провести испытания ДВС на стенде и при эксплуатации на сельхозпредприятии. Установить изменения основных показателей ДВС.

Для Цитирования:
Лялякин В. П., Соловьев Р. Ю., Ольховацкий А. К., Гительман Д. А., Повышение послеремонтной безотказности ДВС и трансмиссий тракторов применением наноматериалов. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: