В настоящее время производители продукции несут ответственность за качество выполнения как производственных этапов жизненного цикла продукции (ЖЦП), так и постпроизводственных, включая завершающий этап этого цикла — утилизацию отходов от использования произведенных и импортированных товаров [1].
По имеющимся данным, к началу 2000-х гг. производство отечественной сельскохозяйственной техники (СХТ) сократилось в 10–20 раз [2].
Сокращение обновления парка сельхозмашин привело к «старению» парка техники. По результатам исследований данных Минсельхоза, сроки использования в АПК России основных видов техники (тракторов, комбайнов и пр.) достигают 20 лет и более [3]. Возросла необходимость в проведении деятельности по поддержанию работоспособности этой техники в процессе ее эксплуатации.
Цель исследования — оценить фактическое состояние отрасли сельхозмашиностроения и потребности АПК РФ в обновлении парка машин, обосновать организационно-технологических модели поддержания работоспособности сельскохозяйственной техники, прежде всего энергонасыщенной, в современных условиях эксплуатации с использованием новых технологий.
В течение нескольких последних лет проводились исследования состояния парка СХТ. Получена и обработана информация о фактическом состоянии парка сельхозмашин в 12 регионах России [4, 5].
Исследования показали, что организация и проектирование ремонтно-обслуживающих предприятий технического сервиса машин обусловлены специфическими особенностями сельскохозяйственного производства. Это разнообразие видов машин и конструкций СХТ, различная трудоемкость ремонтно-обслуживающих работ одного типа машин, сезонность работы и неравномерность их загрузки в течение года. Все это необходимо учитывать при создании и совершенствовании ремонтной базы сельского хозяйства, так как оно в значительной мере оказывает влияние на затраты производства сельскохозяйственной продукции.
В результате исследования была получена информация о состоянии инженерной службы АПК, об экономических характеристиках и др.