В наши дни конференция «Корпоративные музеи сегодня» — это программа расширения партнерских связей, нацеленная на укрепление и поддержку устойчивого развития корпоративных музеев, сохранение, изучение и популяризацию материального и нематериального наследия России. Корпоративные музеи успешно применяют и адаптируют методы работы с посетителями «классических музеев», а также внедряют новые подходы к работе с аудиторией, как с внешним посетителем, так и с сотрудниками предприятия, основанные на корпоративных практиках и наставничестве. Профессиональная ориентация в корпоративных музеях — это не разовое посещение специального мероприятия, а программа по полному погружению будущих специалистов как в исторический контекст, так и в практические аспекты деятельности предприятия.
Формирование и развитие интереса общественности к промышленному потенциалу нашей страны привели промышленные предприятия к возрождению традиции создания корпоративных музеев. Используя различные достижения современности, представители бизнеса создают у себя на производствах уникальные корпоративные музеи. И их действительно можно так называть, потому что современный корпоративный музей намного больше, чем понятие выставочного зала или презентационного центра. Это полноценное хранилище памятных предметов, их изучение, ведение выставочной деятельности. Сегодня корпоративный музей уже нечто большее, чем носитель корпоративной культуры, это огромное музейное сообщество, претендующее на важную роль в межкультурных связях между обществом и промышленностью.
Индустриальное наследие, не сводимое к производственным процессам, содержит в себе ту часть «человеческого», которую необходимо выявить музейными практиками. Музейные коллекции индустриального наследия являются неисчерпаемым источником актуальных идей для развития регионов, помогают генерировать новые конструктивные решения, а также, что немаловажно, ценности и смыслы, выверенные временем и обогащенные опытом.
Музей призван быть хранителем социальной памяти. Он является посредником между прошлым и будущим, сохраняя культурное историческое наследие, передает будущим поколениям достижения и опыт предшественников. Задача музейных работников Донецкой Народной Республики сегодня — тщательно документировать то, что происходит в Донбассе на современном этапе. В связи с этим в ряду приоритетов базовой деятельности Донецкого республиканского краеведческого музея выдвигается комплектование коллекций, отражающих современность.
24 января, в день запуска первой доменной печи Донецкого металлургического завода, в Научно-исследовательском музее при Академии художеств в Санкт-Петербурге открылась выставка «Донбасс. Индустриальный портрет» — совместный выставочный проект Донецкого республиканского художественного музея и Союза художников Донецкой и Луганской республик.
Фестиваль «В музей — сегодня, в науку — завтра!» объединяет музеи различного ведомственного подчинения, в том числе небольшие музеи кафедр и лабораторий вузов и научных организаций Санкт-Петербурга. Небольшие музеи внутри вузов и научных организаций в своем большинстве неизвестны и мало востребованы, однако они, как и популярные музеи, обладают уникальными коллекциями, значительным потенциалом музейных средств и научных знаний. В качестве экскурсоводов и лекторов в рамках фестиваля привлекаются молодые ученые, студенты и аспиранты, которые рассказывают школьникам о своих научных работах.
Выстраивая эффективное сотрудничество со студентами и преподавателями различных кафедр университета, музей становится в современном научном пространстве полноценным участником не только культурно-просветительской, но и образовательной деятельности университета, тем самым усиливая научный и образовательный потенциал СПбГУ. Данная деятельность способствует становлению музея как методологического центра развития истории науки и музейной культуры, технологий и инструментов, внедряющего передовые модели работы с архивами в университетских музеях.
Особое внимание в Художественном музее «Арт-Донбасс» г. Донецка уделяется детской аудитории, нашему будущему. Уже сейчас музей владеет бесценным собранием рисунков талантливых детей-художников. Более 1500 работ, созданных учащимися художественных школ, школ искусств и студий Донецка, Горловки, Ждановки, Дебальцева, Енакиева, Макеевки, Зугреса, Тореза, Новоазовска в возрасте 9–16 лет, составляют Детскую картинную галерею «Арт-Донбасса». В ближайших планах музея — издание иллюстрированного каталога, составленного из лучших творений детей Донбасса. Тематика этих работ не случайна, они посвящены произведениям русской классической и современной литературы, ее лучшим образцам и авторам.
Основные знания о городе и Тобольской губернии сосредоточены в Тобольском историко-архитектурном музее-заповеднике. Здесь хранятся уникальные экспонаты и, конечно, печатные издания. Историю одного из них мы здесь рассмотрим. В 1893 году состоялось важное событие музейного мира в масштабах Российской империи — в Тобольской губернской типографии вышел первый том ежегодного научного музейного издания, явившего начало совершенно новому направлению. В предисловии к первому выпуску от редакции сообщалось: «Музеев и в Европейской России, и у нас в Сибири довольно много, но свое издание в виде “Ежегодника” имеет пока только наш Тобольский музей». И даже когда в музеях на территории Европейской России появились свои издания, Тобольский музей оставался единственным, кто выпускал собственное научное издание в Азиатской России.
О том, что 2023-й посвящается людям подвижнического труда — педагогам, наставникам подрастающего поколения, стало известно еще летом прошлого года, когда вышел в свет соответствующий указ президента. Позже появилась обширная программа мероприятий в честь героев года — выставки, конкурсы, олимпиады.