Цель данной статьи — представить результаты исследования относительно роли местных инициативных групп (LAG) в развитии сельских районов стран — членов Европейского союза (ЕС). Важнейшим постулатом исследования является научно обоснованное и апробированное практикой утверждение о том, что только с опорой на сельские сообщества можно объективно определить насущные проблемы, требующие решения в границах различных сельских территорий, а с помощью их населения (особенно активной его части, молодежи, предпринимателей, фермеров) целесообразно реализовывать разрабатываемые там социальные, экономические, экологические проекты, в положительных результатах которых заинтересованы и сами сельские жители, и государство. В работе использованы обзорно-аналитические методы анализа (в том числе дискурсивный), что в совокупности с широким применением современной статистической информации, отчетных материалов Европейского фонда развития сельских территорий (EAFRD), содержания соответствующего законодательства позволило сформулировать ряд практико-ориентированных выводов. Большинство из них касаются возможностей институционализированных определенным образом европейских сельских сообществ решать такие проблемы села, как рост безработицы, ограниченное финансирование сельского развития, сокращение государственных инвестиций в развитие сельских территорий, секвестирование расходов государства на развитие социальной сферы в границах сельских территорий, имеющие место бедность и социальная изоляция. В целом же европейский опыт поощрения местного участия в достижении выдвинутых обществом целей и приоритетов сельского развития через поддержку в рамках Единой сельскохозяйственной политики ЕС (Common Agricultural Policy — CAP) инициатив LEADER/CLLD не только имеет множество позитивных следствий, но и включает проверенные временем практики, достойные для имплементации в современных условиях оте чественной среды.