Как известно, Единая сельскохозяйственная политика (Common Agricultural Policy, далее CAP), реализуемая в странах — членах ЕС, фокусируется на двух основных направлениях: 1) поддержка сельскохозяйственной отрасли производства, аграрных производителей, аграрных рынков (First Pillar); 2) поддержка сельских территорий (Second Pillar), для реализации мероприятий которых Европейский союз выделяет существенные средства, направляя их непосредственным бенефициарам из специальных фондов, таких как (1) Европейский фонд сельскохозяйственных гарантий (European Agricultural Guarantee Fund, далее EAGF) и (2) Европейский фонд развития сельских территорий (European Agricultural Fund for Rural Development, далее EAFRD). Что касается всесторонней помощи сельским районам (непосредственно со стороны ЕС), то она осуществляется благодаря финансированию именно EAFRD, деятельность которого касается различных сфер сельской экономики (стимулируя ее диверсификацию и развитие), окружающей среды и климата (содействуя мерам по смягчению последствий изменения климата или адаптации к ним), благополучия сельских сообществ (улучшая условия их жизнедеятельности). Оказываемая через этот финансовый институт (EAFRD) поддержка сельских территорий способствует достижению целей как CAP, обозначенных в соответствующих программных документах [7, 8], так и Политики сплочения (Cohesion Policy), изложенных в Статье 174 Договора о функционировании Европейского союза (Treaty on European Union — TFEU), согласно которому «особое внимание следует уделять сельским районам, а также регионам, которые страдают от серьезных и постоянных природных или демографических ограничений, таким как самые северные районы, регионы с низкой плотностью населения, островные, приграничные и горные районы» [6]. В синергии с другими европейскими структурными и инвестиционными фондами (European Structural and Investment Funds — ESIF) EAFRD призван направлять средства на поддержку социальной интеграции, сокращение бедности и экономическое развитие сельских территорий. Как показывает анализ, этот фонд действительно осуществляет большой спектр вложений в инфраструктуру сельских поселений, а именно инвестирует в основные социальные услуги, широкополосную связь, реализацию инициатив по созданию на селе рабочих мест, диверсификацию сельской экономики. При этом часть выделенных средств отводится на местное развитие под руководством сельских сообществ в рамках концепции LEADER, основанной на тесной связи между различными видами деятельности на селе, когда местные инициативные группы (Local Action Groups — LAG) принимают решения по локальным проектам, активно участвуя в их реализации. Кроме того, EAFRD финансирует хорошо зарекомендовавшую себя Европейскую сеть по развитию сельских районов (ENRD), действующую как на уровне ЕС в целом, так и на национальных уровнях стран — членов ЕС для эффективной реализации CAP. Содействуя интеракциям между заинтересованными в развитии сельской местности субъектами, с одной стороны, и руководящими органами ЕС — с другой, сети помогают обмениваться знаниями и передовым опытом, наращивать местный потенциал и стимулировать инновации и сотрудничество как в первичном секторе сельской экономики (сельскохозяйственной отрасли производства), так и в более широком контексте развития сельских территорий. Так, к примеру, Европейская сеть по развитию сельских районов сыграла ключевую роль в государственной поддержке стратегий местного развития (проектов, подготовленных в рамках этих стратегий), реализуемых более чем 3000 действующих в сельском пространстве ЕС местных инициативных групп LEADER [15]. Уместно отметить, что на достижение шестого Приоритета CAP «Содействие социальной интеграции, сокращению бедности и экономическому развитию сельских территорий» для 27 государств — членов ЕС в период 2014–2020 гг. (в настоящее время его реализация продлена до 2022 г.) запланировано около 14,8 млрд евро, из которых 14,0 млрд евро соответствуют мерам, обеспечивающим поддержку, напрямую не связанную с сельским и лесным хозяйством, что составляет 14,8 % от общего бюджета EAFRD ЕС-27, из которых 48 % приходится на программы LEADER, а 41 % — на меру «Основные услуги и обновление села», вложения в которую часто состоят из небольших инвестиций в такие сферы, как агротуризм, мелкое аграрное производство, объекты продажи местной (в том числе сельскохозяйственной) продукции, что приносит прямую пользу и фермерским семьям, и другим сельским жителям [1].