В данной работе затрагиваются вопросы энергосбережения при сжатии промышленных газов, таких как воздух, азот и кислород, поскольку этот процесс является одним из наиболее энергоемких и масштабных. В числе основных причин высоких затрат энергии – малая эффективность системы промежуточного охлаждения сжимаемого газа, где в качестве промежуточного охладителя чаще всего используется вода. Низкая эффективность системы охлаждения связана с недоохлаждением сжимаемого газа и сбросом теплоты сжатия в окружающую среду
Выполнен обзор современного состояния вопроса сжигания низкосортных твердых топлив углубленного помола. Проанализированы типы топочных устройств, способы организации системы пылеприготовления, а также способы компоновки горелок и воздушных сопл, применяемые на отечественных и зарубежных котлах. Рассмотрены преимущества и недостатки указанных систем, а также области их рационального применения.
Выполнен анализ основных типов накопителей энергии, применяемых на транспорте, в первую очередь литий-ионных аккумуляторов и конденсаторов двойного электрического слоя. Установлено, что наиболее перспективным для внедрения новых технических решений видом городского транспорта является наземный безрельсовый транспорт как наиболее распространенный и обладающий наибольшим удельным расходом энергии, высокой маневренностью, требующей перехода от централизованных к частично или полностью автономным источникам энергии, а также режимом движения, связанным с частыми пусками и торможениями. Показано, что одним из основных путей повышения энергетической эффективности городского безрельсового транспорта является применение буферных накопителей энергии, способных принять энергию торможения.
Рассмотрены критерии проектирования бортовых инверторов и сформулированы специфические требования. Показана необходимость совершенствования и модернизации бортовых трехфазных инверторов. Предложено применение двойного преобразования в структурно-алгоритмической организации вновь разрабатываемых трехфазных инверторов напряжения применительно для систем электроснабжения летательных аппаратов (СЭС ЛА).
Рассмотрены вопросы перспектив развития электротехнических систем на основе технологии распределенной генерации, технические компоненты когенерации и генерации на базе возобновляемых источников энергии, а также технологий для объединения таких установок в систему. По результатам сравнительных исследований эффективности выработки электрической и тепловой энергии на традиционных тепловых электростанциях и установках, использующих принцип когенерации, показано увеличение общей эффективности электротехнических систем с распределенной генерацией по сравнению с традиционными системами.
В статье рассматривается влияние переходных процессов на потери электроэнергии в электродвигателях и генераторах. Приводятся аналитические выражения, подтверждающие возможность снижения этих потерь при различных переходных режимах. Демонстрируется эффективность применения частотно-регулируемого управления электродвигателями, работающих в повторно-кратковременных режимах, с целью снижения потерь при их пуске.
Проведен анализ существующих методов и принципов оценки профессиональных рисков, на основании которого был сделан вывод об отсутствии методики, учитывающей особенности профессиональной деятельности работников объектов ТЭК, факторов условий труда, а также степени утомления работника. Разработаны рекомендации к внесению корректировок в действующие нормативные документы.