По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.316

Место трехфазных статических преобразователей в системах электроснабжения летательных аппаратов и предъявляемые к ним требования

Коняхин В.С. Национальный исследовательский университет «МЭИ», г. Москва E-mail: konyahin@rambler.ru

Рассмотрены критерии проектирования бортовых инверторов и сформулированы специфические требования. Показана необходимость совершенствования и модернизации бортовых трехфазных инверторов. Предложено применение двойного преобразования в структурно-алгоритмической организации вновь разрабатываемых трехфазных инверторов напряжения применительно для систем электроснабжения летательных аппаратов (СЭС ЛА).

Литература:

1. Брускин Д.Э. Электроснабжение летательных аппаратов: учеб. для энергетических и авиационных специальностей вузов / Д.Э. Брускин, И.М. Синдеев. – М.: Высшая школа, 1988. – 264 с.

2. Морозовский В.Т. Системы электроснабжения летательных аппаратов  / В.Т. Морозовский, И.М. Синдеев, К.Д. Рунов. – М.: Машиностроение, 1973.

3. Брускин Д.Э. Основы электрооборудования летательных аппаратов. В  2-х частях; под ред. Д.Э. Брускина / Д.Э. Брускин, Н.Е. Коробан, В.Т. Морозовский, И.М. Синдеев, В.А. Шумихин. – М.: Высшая школа, 1978.

4. Коняхин С.Ф. Электромагнитная и электроэнергетическая совместимость первичной и вторичной систем электроснабжения летательных аппаратов  / С.Ф. Коняхин, Г.С. Мыцык // Электрическое питание. – 2007. – № 1.

5. Коняхин С.Ф. Электроэнергетическая совместимость бортовых систем генерирования, преобразования и распределения электроэнергии / С.Ф. Коняхин // Электроника и  электрооборудование транспорта. – 2009. – № 5–6.

6. ОСТ 1 00603-85. Преобразователи электроэнергии полупроводниковые. Технические требования.

7. ГОСТ Р 54073-2010. Системы электроснабжения самолетов и  вертолетов. Общие требования и  нормы качества электроэнергии.

8. Войтович И.А. Исследование и разработка транзисторных статических преобразователей с синусоидальным выходом: Дисс. на соиск. уч. ст. канд. техн. наук. – М.: МЭИ, 1982.

9. Войтович И.А. Современные бортовые статические преобразователи «шкалы Б» / И.А. Войтович, С.Ф. Коняхин, В.А. Цишевский // Практическая силовая электроника. – 2005. – № 19.

10. Войтович И.А. Статические преобразователи систем электроснабжения летательных аппаратов  / И.А.  Войтович, С.Ф. Коняхин, В.А. Цишевский // Силовая интеллектуальная электроника. – 2005. – № 1.

11. Моин В.С. Стабилизированные транзисторные преобразователи  / В.С. Моин. – М.: Энергоатомиздат, 1986. – 376 с.

12. Мыцык Г.С. Вопросы структурноалгоритмического и  параметрического синтеза бортовых инверторов напряжения с промежуточным высокочастотным преобразованием / Г.С. Мыцык, Мин У Хлаинг // Всероссийская научно-техническая конференция «Научно-технические проблемы электропитания»; Москва, 2006: Труды конференции. – М.: МАИ, 2006. – С. 53–58.

13. Хлаинг Мин У. Имитационное компьютерное моделирование инверторов с промежуточным высокочастотным преобразованием / Мин У Хлаинг, В.С. Зарьков, А.В. Берилов // 14-я Международная научно-техническая конференция студентов и  аспирантов «Радиоэлектроника, электротехника и  энергетика»: тезисы докладов, 2008; Т.  2.  – М.: Изд-во МЭИ, 2008. – С. 73–74.

На всех традиционных объектах авиационной техники – самолетах и вертолетах  – используются первичные системы электроснабжения (СЭС I) трех типов:

  1. Система электроснабжения постоянного тока напряжением 27 В.
  2. Система переменного трехфазного тока постоянной частоты 400 Гц напряжением 115/200 В.
  3. Система переменного трехфазного тока нестабильной частоты 320...640  Гц напряжением 115/200 В.

Имеет место также комбинированная система с первичными источниками постоянного и переменного тока.

Методы выбора и  проектирования, достоинства и недостатки разных видов систем электроснабжения подробно изложены в [1–3].

Потребители электроэнергии, входящие в  состав различных бортовых систем, могут иметь разные требования к  виду и  качеству электропитания (род тока, напряжение, частота, фазность, стабильность, уровень пульсаций и т. д.), отличные от параметров СЭС  I любого типа. Эти требования удовлетворяются наличием на борту ЛА вторичной системы электроснабжения (СЭС  II). Состав и  структура СЭС  II в  значительной степени определяются требованиями потребителей, а также видом и организацией первичной системы генерирования.

СЭС II является нагрузкой по отношению к СЭС I и должна обеспечивать должное качество потребления электроэнергии.

Меры обеспечения качества потребления достаточно подробно приведены в [4, 5].

Системообразующими элементами вторичной системы электроснабжения современных ЛА являются полупроводниковые статические преобразователи электроэнергии. Как было сказано выше, наличие на борту потребителей электроэнергии переменного тока (например, радиолокационное, радиосвязное и  навигационное оборудование, различные системы автоматического управления и прочее) требует обязательного наличия переменного напряжения стабильной частоты во всех режимах полета. По этой причине независимо от типа первичной системы генерирования электроэнергии вторичная система электроснабжения каждого современного летательного аппарата включает в  себя одно- или трехфазный канал стабильной частоты 400 Гц с напряжением 115 В. Таким образом, инверторы напряжения являются неотъемлемой частью электроэнергетического комплекса каждого современного летательного аппарата.

Для Цитирования:
Коняхин В.С., Место трехфазных статических преобразователей в системах электроснабжения летательных аппаратов и предъявляемые к ним требования. Главный энергетик. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: