На всех традиционных объектах авиационной техники – самолетах и вертолетах – используются первичные системы электроснабжения (СЭС I) трех типов:
- Система электроснабжения постоянного тока напряжением 27 В.
- Система переменного трехфазного тока постоянной частоты 400 Гц напряжением 115/200 В.
- Система переменного трехфазного тока нестабильной частоты 320...640 Гц напряжением 115/200 В.
Имеет место также комбинированная система с первичными источниками постоянного и переменного тока.
Методы выбора и проектирования, достоинства и недостатки разных видов систем электроснабжения подробно изложены в [1–3].
Потребители электроэнергии, входящие в состав различных бортовых систем, могут иметь разные требования к виду и качеству электропитания (род тока, напряжение, частота, фазность, стабильность, уровень пульсаций и т. д.), отличные от параметров СЭС I любого типа. Эти требования удовлетворяются наличием на борту ЛА вторичной системы электроснабжения (СЭС II). Состав и структура СЭС II в значительной степени определяются требованиями потребителей, а также видом и организацией первичной системы генерирования.
СЭС II является нагрузкой по отношению к СЭС I и должна обеспечивать должное качество потребления электроэнергии.
Меры обеспечения качества потребления достаточно подробно приведены в [4, 5].
Системообразующими элементами вторичной системы электроснабжения современных ЛА являются полупроводниковые статические преобразователи электроэнергии. Как было сказано выше, наличие на борту потребителей электроэнергии переменного тока (например, радиолокационное, радиосвязное и навигационное оборудование, различные системы автоматического управления и прочее) требует обязательного наличия переменного напряжения стабильной частоты во всех режимах полета. По этой причине независимо от типа первичной системы генерирования электроэнергии вторичная система электроснабжения каждого современного летательного аппарата включает в себя одно- или трехфазный канал стабильной частоты 400 Гц с напряжением 115 В. Таким образом, инверторы напряжения являются неотъемлемой частью электроэнергетического комплекса каждого современного летательного аппарата.