Одной из основных целей и главным результатом усилий и действий государственных органов исполнительной и законодательной власти на всех уровнях в тесном взаимодействии с системой здравоохранения является реальное влияние на здоровье россиян и достижение главных целевых показателей в долгосрочном проекте демографического развития. При этом при разработке программ в сфере здравоохранения должны быть учтены демографические вызовы. В статье авторами рассмотрены особенности развития педиатрической службы с учетом национальной демографической политики.
В настоящее время в системе здравоохранения отсутствуют федеральные нормативы ресурсного обеспечения лечебно-диагностического процесса, а региональное разнообразие тарифных решений в системе ОМС не позволяет проводить адекватное сопоставление затрат и результатов не только между субъектами Российской Федерации, но и между медицинскими организациями в регионе. Одним из реалистичных направлений тарифной политики в системе ОМС, по мнению автора, является создание и развитие клинико-статистических групп заболеваний (так называемых КСГ), используемых для оплаты и планирования стационарной и стационарозамещающей медицинской помощи в различных субъектах РФ. В данной статье автор предлагает разработанный для целей объективизации ресурсного обеспечения федеральных КСГ и нормативного расчета их различных технологических компонентов. Результаты данных расчетов в виде калькуляций позволяют корректно сформировать регулирующие коэффициенты (уровня, курации и управления) для КСГ на региональном уровне, а также обоснованно сформировать подгруппы КСГ и их коэффициенты затратоемкости. В статье не приводятся алгоритмы расчетов ресурсного обеспечения и нормативное обоснование методики расчета, которые будут подробно представлены в монографии автора (приложение к журналу «ГлавВрач» №10 за 2015 г.).
В статье представлены проблемы, возникшие в медицинских организациях системы ОМС в связи с требованиями приказа Федерального фонда ОМС от 28.07.2014 №108 «О внедрении системы информирования застрахованных лиц о стоимости медицинской помощи», и предложения по организации системы информирования застрахованных лиц о стоимости медицинской помощи.
Обеспечение качества медицинской помощи — одна из наиболее важных и сложно решаемых проблем здравоохранения, актуальность которой сохраняется на протяжении не одного десятилетия. Несмотря на то, что в российском здравоохранении достигнуты определенные результаты в направлениях, связанных с контролем качества медицинской помощи, стандартизацией, созданием государственных разрешительных систем на осуществление медицинской деятельности, вопросы улучшения качества медицинской помощи остаются дискуссионными из-за отсутствия единого подхода к управлению качеством. В статье автор рассматривает общие подходы к управлению качеством медицинской помощи.
Проблемы, возникающие при обосновании и разработке территориальных программ государственных гарантий (ТПГГ) оказания бесплатной медицинской помощи населению, заключаются в отсутствии таких важных компонентов целевой программы, как постановка проблемы, формулирование целей и задач с указанием целевых индикаторов и показателей, перечень мероприятий целевой программы, формы и методы управления. Используемые целевые показатели не сбалансированы между собой и содержат преимущественно «запаздывающие» индикаторы (смертность). Предлагается увеличить перспективу планирования ТПГГ на 5–7 лет, а управление осуществлять на основе сбалансированной системы показателей, что позволит снизить неопределенность управленческих действий, направленных на достижение целей.
Минздрав намерен снизить жесткую дифференциацию в зарплатах медиков, доходящую до девяти раз, и повысить долю фиксированного оклада в структуре их зарплат. Сейчас она составляет 30%, остальное — стимулирующие выплаты и компенсации. Глава Минздрава Вероника Скворцова на годовой коллегии потребовала от регионов довести долю оклада в зарплатах до 60%. Впрочем, этот дисбаланс не помешал Минздраву отчитаться о плановом движении к выполнению майских указов президента: зарплата врачей достигла уровня в 140%, медсестер — 80% от средней зарплаты в регионах.