Общепризнанно, что программно-целевое управление служит важнейшим инструментом осуществления государственной социальной и экономической политики развития страны и ее регионов.
Целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в сфере здравоохранения [1. С. 5; 2. С. 28; 3. С. 1].
Программно-целевой метод давно используется в практике управления, разработаны как теоретические, так и научно-практические рекомендации по его применению в различных отраслях экономики, но сложившиеся процедура и методология их разработки и реализации не соответствуют требованиям программно-целевого планирования, не позволяют оптимально использовать финансовые, ресурсные и организационные потенциалы регионов [4. С. 3; 5; 6. С. 31; 7. С. 23]. В ряде публикаций, посвященных программно-целевому планированию в медико-демографической сфере [8. С. 19; 9. С. 44], отмечены недостатки региональных целевых программ, связанные, преимущественно, с проблемами целеполагания.
Программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, которая ежегодно утверждается Правительством РФ, с 2009 г. формально приобрела статус целевой.
В тексте Программы (постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2008 г. № 913) появился раздел «Критерии доступности и качества медицинской помощи», в котором для территориальных программ государственных гарантий оказания медицинской помощи (ТПГГ) был установлен перечень критериев. На их основе предусматривалась комплексная оценка уровня и динамики следующих показателей: удовлетворенность населения медицинской помощью; число лиц, страдающих социально значимыми болезнями, с установленным впервые в жизни диагнозом; число лиц в возрасте 18 лет и старше, впервые признанных инвалидами; смертность населения; смертность населения в трудоспособном возрасте; смертность населения от сердечно- сосудистых заболеваний; смертность населения от онкологических заболеваний; смертность населения от внешних причин; смертность населения в результате дорожнотранспортных происшествий; материнская смертность; младенческая смертность; доступность медицинской помощи на основе оценки реализации нормативов объема медицинской помощи по видам в соответствии с программой, а также установленных территориальной программой сроков ожидания гражданами медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке; эффективность использования ресурсов здравоохранения (кадровых, материально-технических, финансовых и др.).