В рамках реализации поручения Президента Российской Федерации от 25.07.2014 №Пр-1788 о том, что медицинские учреждения, работающие в системе ОМС, должны информировать пациентов о стоимости предоставленной медпомощи, Федеральным фондом ОМС (далее — ФОМС) был издан приказ от 28.07.2014 №108 «О внедрении системы информирования застрахованных лиц о стоимости медицинской помощи», который в настоящее время отменен приказом ФОМС от 26.12.2014 №245 «в целях приведения в соответствие с законодательством РФ правовых актов ФОМС».
Известно, что, согласно приказу ФОМС от 28.07.2014 №108, все медицинские организации в Российской Федерации с 1.01.2015 обязаны внедрить систему информирования застрахованных лиц о стоимости медицинской помощи, оказанной им в рамках территориальной программы ОМС, в целях формирования у застрахованных граждан объективного представления о затратах на оказанную им в рамках территориальных программ ОМС медицинскую помощь.
В связи с необходимостью исполнения данного приказа, возник ряд проблем организационного и экономического характера при выдаче пациентам справок о стоимости медицинской помощи.
Напомним, что информирование пациентов осуществляется медицинскими организациями по случаям оказания медицинской помощи по следующим видам медицинской помощи:
— первичная медико-санитарная помощь (педиатр, терапевт, семейный врач, фельдшер, акушер), оказываемая в амбулаторных условиях;
— первичная специализированная медико-санитарная помощь, оказываемая в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара;
— специализированная медицинская помощь, оказываемая в стационарных условиях и в условиях дневного стационара;
— высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в стационарных условиях.
Фактом информирования является выдача застрахованному лицу или его представителю в присутствии застрахованного лица, справки о стоимости медицинской помощи (далее — Справка), оказанной застрахованному лицу в рамках территориальной программы ОМС. Справка выдается всем застрахованным лицам или их представителям. Факт выдачи справки или отказа от ее получения под роспись застрахованного лица или его представителя регистрируется в первичных документах — медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного. Важно, что и отказ фиксируется и подтверждается подписью пациента. Допускается использование соответствующего клише (шаблона).