В Российской Федерации значительная часть территории лесного фонда расположена на вечной мерзлоте. Леса на вечной мерзлоте играют глобальную экологическую роль, депонируя большое количество углерода. Однако при достижении возраста перестойного леса, при распаде насаждения этот углерод выбрасывается в атмосферу. Поэтому с экологической точки зрения леса на вечной мерзлоте необходимо рубить по достижении возраста спелости, с соблюдением требований по их восстановлению. Многие перечисленные регионы обладают большими запасами спелых и перестойных эксплуатационных лесов, причем значительная часть этих запасов расположена в труднодоступных местах не только по отношению к развитости дорожной сети, но и по отношению к рельефу местности. В настоящее время подавляющий объем заготовок древесины в России производится при помощи современных машинных комплексов, в основном включающих колесные лесные машины различной компоновки и назначения (харвестеры, форвардеры, скиддеры и т. д.). При помощи специальных технических решений, таких как интегрированные в трансмиссию лебедки или самоходные лебедки (T-winch, ROB, Winch Assist), эти машины с успехом могут эксплуатироваться и на достаточно крутых склонах. При этом проблема негативного воздействия колесных лесных машин и трелевочных систем на их базе не просто остается актуальной, а приобретает еще большую остроту, поскольку экосистемы горных лесов, лесов на склонах сопок и т. д. относятся к наиболее ранимым, подверженным водной и ветровой эрозии. В статье представлена математическая модель, позволяющая осуществлять надежный прогноз глубины образованной колеи и устойчивости участка волока при динамическом взаимодействии колесной лесной машины с почвогрунтом на склонах, с учетом геометрических параметров склона, закономерности колебательного процесса лесной машины с заданными значениями скорости и амортизационными характеристиками элементов колесной пары, профиля участка волока и физико-механических свойств почвогрунта в его границах, веса лесной машины и давления в шинах колесных пар, особенностей оттаивания краевой части массива почвогрунта в непосредственной близости с зоной мерзлоты.