* Работа выполнена в рамках научной школы «Инновационные разработки в области лесозаготовительной промышленности и лесного хозяйства» Арктического государственного агротехнологического университета. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-16-00092, https://rscf.ru/project/23-16-00092/.
Вопросы повышения эффективности проведения лесосечных работ на склонах гор и сопок, с соблюдением баланса экономического эффекта и сохранения экосистемы этих лесов, обеспечения оптимальных условий для последующего восстановления, являются очень актуальными в настоящее время, особенно для регионов Сибири и Дальнего Востока [1–4, 15]. В этих регионах значительная часть запасов спелых и перестойных эксплуатационных лесов произрастает на вечной мерзлоте, что вносит свою существенную специфику в процесс лесосечных работ, транспорта леса и лесовосстановления [7–11].
Системы машин и технологические процессы для освоения лесосек на склонах принято рассматривать с точки зрения эксплуатационной эффективности, экологической и производственной безопасности [20–26].
При лесосечных работах на склонах различной конфигурации — крутых и протяженных или длинных, с гребнями и раздробленными при углах наклона α их поверхности до 20° и более — возникают особые условия взаимодействия колесной лесной машины с краевой частью массива почвогрунта, определяющие устойчивость и работоспособность трелевочного волока.
Математическая модель статического взаимодействия колесной пары с участком волока предложена в работе [5], в которой установлены закономерности процесса разрушения массива почвогрунта в пределах заданной трассы движения и получены основные соотношения для определения глубины колеи.
Аналогичные процессы, но при циклических (многократных) нагрузках на почвогрунт при проходе колесной машины по одному и тому же участку волока исследованы в работах [17, 18].
Однократные и циклические процессы статического взаимодействия при лесосечных работах на мерзлых и оттаивающих почвогрунтах на равнинных участках волока подробно рассмотрены в [12, 13], тогда как динамические процессы — в работе [19].