For all questions:

+7 495 274-22-22

UDK: 009 DOI:10.33920/nik02-2406-08

Values and needs: on issue of the relationship of concepts

© Ivan Igorevich Lebedev PhD student in 5.10.1. Theory and History of Culture and Art, Moscow University for the Humanities, 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russian Federation, Email: lebedevivanlebedev@gmail.com, ORCID: 0009-0000-7758-1892

When we speak about values and needs, it becomes important to determine the content of these concepts and their specificity, in contrast to others that are semantically similar. H. Rickert, one of the founders of the theory of value, distinguished the first from the latter, saying that values, unlike evaluation, do not correlate with benefit and are not “sensible things”. The specificity of value can be formulated through the explanation “this item is dear to me”, while evaluations can be formulated through the explanation “this item is useful to me”. According to the neo-Kantians, values objectively exist within the boundaries of culture, in contrast to evaluation, which can be subjective and individual for each person. The article shows that the position of the neo-Kantians, in a certain sense, became the basis for further research into this issue. The author examines the approaches of various researchers to the concepts of value and evaluation, revealing their specifics

Одними из первых о ценностях как о научной категории стали говорить неокантианцы в 1870-х годах. Они, наследуя традиции, идущие от И. Канта, прежде всего, занимались проблемами познания, выяснением границ и способов человеческого осмысления разных областей мира. В числе этих областей — культура. Среди открытий неокантианцев — основание для обособления естественных и гуманитарных наук, где первые используют генерализирующий метод — основанный на выведении законов, а вторые — индивидуализирующий — основанный на описании отдельных, специфических для данной культуры эталонных состояний. Соответственно и мир делится на мир природы (мир сущего или объект естественных наук) и мир культуры (мир должного или объект гуманитарных наук). Еще первобытный человек начинает размечать непрерывную разнородность мира определенными способами, границами, символами; наделять смыслами верх и низ, правое и левое; обозначать происходящее вокруг, означивать явления. Весь этот семиотический язык соотносится с позицией Г. Риккерта о ценностях, которые рождаются в человеческой культуре. Неизбежным образом жизнь развивается и переходит в сферу, которую позднее назовут семиотической. Чтобы понять, есть в определенной вещи, событии, явлении ценность или нет, нужно задать вопрос: почему мы выделили этот объект из потока вещей? Вопрос не стоит о том, в чем именно состоит ценность с точки зрения бытовой, «потребительской». Есть просто констатация ценностей — какое значение имеет нечто как феномен или явление, как реагируют на него люди и какой след оно оставляет. Занимаясь науками о культуре, исследователи на дают оценок, а выявляют наличие частных значимых смыслов в общей картине.

По мнению Г. Риккерта, «продукты природы — то, что свободно произрастает из земли. Продукты же культуры производит поле, которое человек ранее вспахал и засеял. Следовательно, природа есть совокупность всего того, что возникло собой, само родилось и предоставлено собственному росту. Противоположностью природе в этом смысле является культура как то, что или непосредственно создано человеком, действующим сообразно оцененным им целям, или, если оно уже существовало раньше, по крайней мере, сознательно взлелеяно им ради связанной с ним ценности» [11]. Неокантианцы исходили из того, что культуру формируют ценности, соответственно, именно неокантианцами была развита аксиология. В их аксиологической концепции сформировался такой специфический метод, как метод отнесения к ценностям.

For citation:
© Ivan Igorevich Lebedev, Values and needs: on issue of the relationship of concepts. Academic Council. 2024;6.
The full version of the article is available for subscribers of the journal
Article language:
Actions with selected: