For all questions:

+7 495 274-22-22

UDK: 671.47

The study of the subjective prerequisites for a healthy lifestyle in students of educational institutions

L. A. Denisov Moscow City University, Moscow, Russia, https://orcid.org/0000-0003-0768-7354
E. V. Nekhorosheva Moscow City University, Moscow, Russia, https://orcid.org/0000-0002-1243-4223
V. G. Avramenko Moscow City University, Moscow, Russia, https://orcid.org/0000-0003-4305-1775

The article substantiates the urgency of the problem of forming healthy lifestyle skills in students of general educational organizations. The authors proceed from the recognition of the leading role of a healthy lifestyle in the system of factors affecting human health, as well as from the requirements of the Federal state educational standards for personal educational results in the field of preservation and promotion of health. This study is devoted to an integrated assessment of the subjective prerequisites for a healthy lifestyle in students of general educational organizations. The article presents the results of a survey of students regarding their relationship to a healthy lifestyle in dynamics over a three-year period. The statistical data on the subjective prerequisites of a healthy lifestyle — ideas, motivation, behavior, which together determine the attitude to a healthy lifestyle as an integral phenomenon, is analyzed. The authors emphasize the interconnection and mutual influence of the subjective prerequisites of healthy lifestyle on the formation of sustainable habits of health-preserving behavior. The method of comparative analysis revealed the contradictions between knowledge and motivation, knowledge and behavior, motivation and behavior. The subjective psychological prerequisites for a healthy lifestyle are not consistent and contradict each other, which negatively affects the formation of healthy lifestyle habits. The ideas about the requirements of a healthy lifestyle are largely socially desirable and reflect the cognitive patterns of a healthy lifestyle transmitted in the sociocultural environment of children. The value of one’s own health is not realized and is not lived, and, as a result, understanding the importance of health and a healthy lifestyle does not contribute to the consolidation of conscious, focused and sustainable health-preserving behavior.

Актуальность темы исследования связана, с одной стороны, с устойчивой тенденцией к ухудшению показателей здоровья детей в нашей стране за последние годы, а с другой — с признанием ведущей роли здорового образа жизни (ЗОЖ) в сохранении и укреплении здоровья человека. Эксперты Всемирной организации здравоохранения считают, что здоровье на 50 % зависит от образа жизни человека, по 20 % — от наследственности и состояния окружающей среды и только на 10 % от работы здравоохранения [1]. Формирование стиля здорового образа жизни детей начиная с раннего возраста требует разработки и анализа концептуальных основ здоровья и здорового образа жизни [2–5].

Для образовательных организаций воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни вытекает из требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)1 , в которых определены задачи по формированию компетенций обучающихся в сфере сохранения здоровья.

Так, ФГОС дошкольного образования ставит задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, устанавливает требования к созданию безопасной для психического и физического здоровья детей среды. В соответствии с ФГОС начального общего образования осуществляется укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. ФГОС основного общего образования направлен на духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся и сохранение их здоровья; на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»: осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды). ФГОС среднего общего образования направлен на создание условий для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся. Выпускник средней школы — это человек, осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей среды. Речь идет о личностно-стилевых особенностях реализации норм здорового образа жизни, которые формируются на основе единства познавательных и личностных компонентов. Программа воспитания и социализации обучающихся в части здоровьесбережения в процессуальном аспекте предусматривает такие виды личностной активности, как когнитивный («осознание», «формирование установки», «осознание собственных возможностей», «формирование знаний», «убежденность»); мотивационный («осознанное отношение», «готовность к выбору», «формирование готовности к участию в превентивной деятельности»); деятельностный («овладение здоровьесберегающими технологиями»).

For citation:
L. A. Denisov, E. V. Nekhorosheva, V. G. Avramenko, The study of the subjective prerequisites for a healthy lifestyle in students of educational institutions. Sanitary Doctor. 2020;2.
The full version of the article is available for subscribers of the journal
Article language:
Actions with selected: