For all questions:

+7 495 274-22-22

UDK: 577.115.3:618.48–013.68–018.52–06:578.825.11 DOI:10.33920/MED-12-2209-05

Omega-3 and omega-6 polyunsaturated fatty acids

V.A. Dadali professor of the Department of Biological and General Chemistry, North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov, St. Petersburg, Russia, ORCID 0000-0002-1404-9396, vdadali@mail.ru
E.A. Sokolova associate professor of the Department of Biological and General Chemistry, North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov, St. Petersburg, Russia, ORCID 0000-0002-4860-7763

Interest in preparations containing omega-3 polyunsaturated fatty acids arose as a result of epidemiological studies conducted in the 1970s. Linoleic, linolenic, and arachidonic acids are essential fatty acids. Obviously, omega-3 polyunsaturated fatty acids should also be classified as essential fatty acids. In the body, unsaturated and partially polyunsaturated fatty acids can be synthesized by the successive participation of chain elongation enzymes called elongases and desaturation enzymes (i.e. forming double bonds at the appropriate positions in the chain) called desaturases. The consumption of polyunsaturated higher fatty acids increases the need for antioxidants, especially vitamin E, since peroxidation products easily formed from polyunsaturated higher ω-3 fatty acids have a damaging effect on the body cells and tissues.

Интерес к препаратам, содержащим полиненасыщенные жирные кислоты омега (ω) — 3 ряда, возник в результате эпидемиологических исследований, проводившихся в 1970 году, в ходе которых установлено, что в пищевом рационе гренландских эскимосов с преобладающим содержанием рыбы наблюдается низкий процент возникновения сердечно-сосудистых заболеваний. Определено, что этот эффект связан с наличием полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК), которые присутствуют в организме рыб и не содержатся в мясе других животных. Они получили собирательное название «морские липиды» [1]. Исследованиями Хонситра показано, что действующим началом «морских липидов» являются две полиненасыщенные жирные кислоты — эйкозапентаеновая (ЭПК) и докозагексаеновая (ДГК), которые в большом количестве содержатся в жирах морских гидробионтов. Характерной особенностью использования «морских липидов» в качестве биологически активной добавки к пище или лекарственных препаратов является их длительное применение, в том числе в виде специальной диеты. В отличие от «рыбной» пищи, в которой содержится большое количество ЭПК и ДГК, в «европейской» еде, состоящей в основном из животного мяса и овощей, преобладает арахидоновая кислота [2].

Оказалось, что систематический прием с пищей (в том числе в составе БАД) экзогенных ЭПК и ДГК даже на фоне питания, богатого животными белками и жиром, не сопровождается атеросклеротическими изменениями артерий, а, наоборот, приводит к снижению заболеваний сердечно-сосудистой системы, в том числе атеросклерозом, артериальной гипертензией и т. д. [3]. В результате 25-летнего эпидемиологического исследования коренных жителей Гренландии, потребляющих значительное количество животного белка и жира с высоким содержанием ЭПК и ДГК, оказалось, что по сравнению с жителями европейского материка у них значительно реже наблюдаются поражения сосудов. В основе этого феномена лежат не генетические и климато-географические, а исключительно алиментарные факторы [4]. Изучение липидного спектра сыворотки крови и ее форменных элементов выявили значительные различия в жирно-кислотном составе липидных фракций сыворотки и форменных элементов крови. Так, в липидах тромбоцитов у жителей Дании содержание ЭПК составляет 0,5 %, а у эскимосов Гренландии — 6,0 %; ДГК — соответственно 1,5 и 6,8 %. В то же время содержание арахидоновой кислоты в тромбоцитах датчан — 22,1 %, тогда как у эскимосов лишь 8,5 % [5].

For citation:
V.A. Dadali, E.A. Sokolova, Omega-3 and omega-6 polyunsaturated fatty acids. Therapist. 2022;9.
The full version of the article is available for subscribers of the journal
Article language:
Actions with selected: