For all questions:

+7 495 274-22-22

UDK: 821.161.1

On the modern approach to the creation of the anthology of the Crimean poetry

Korneeva L.N.

In paper, in the light of understanding of basic advantages of Russian poetry’s anthology as metatext genre, experience and complexity of the Crimean poetry anthologies’ creation is considered in the conditions of unprecedented expansion of literary material’s volume; the attention aims to a geopoetic foreshortening of the Crimean text concept as a productive basis of modern approach in finding of the Crimean poetry’s meanings and its antologization.

Статья поступила 28.12.2018 г.

Мы живем в эпоху начавшегося на рубеже XX–XXI вв. «антологического бума» русской поэзии, порожденного постсоветским плюрализмом литературных течений и широким выходом в литературное пространство его ранее скрытых пластов. Поток поэтических антологий последних двух с половиной десятков лет не способно учесть даже внимание, специально сфокусированное на мониторинге их публикаций [18]. В журнальной полемике, откликнувшейся на этот процесс, тревожно отмечается, что его изобильность сказалась на качестве и снизила традиционный статус антологии как «штучного» изделия, которое в иные времена воспринималось знаковым культурным событием эпохи [11]. Поэтому в наши дни невиданного расширения литературного поля остро встала проблема совершенствования методики создания антологий.

Так, уже в начале осмысления проблемы, на заре века поэтом и литературоведом Леонидом Костюковым, имеющим опыт составления антологии, была сформулирована, на наш взгляд, основополагающая программная идея, которую сам автор образно обозначил «Антология как вопль», что значит — «захватить» читателя существом культурного поля поэзии [3]. Ныне утвердилось также понимание, что антология должна быть не только ярким, оригинальным, действительно захватывающим изданием, но и во всех смыслах доступным широкому кругу читателей, а ее идеальной целью является «расширение круга любителей поэзии» [16].

Существенно проясняют проблематику совершенствования антологий предпринятые попытки их классификации, которые подводят к пониманию еще одного важнейшего базового достоинства: «Полнота антологии — это ее репрезентативность. <…> Чем более размытый характер носит поставленная антологией задача, чем тотальней предлагаемый проект, тем меньше познавательная ценность итогового корпуса текстов. И наоборот: сознательно узкая концепция антологии может действительно открыть читающим нечто новое» [11]. Основные точки роста антологии как «осознанно художественного целого» проступают в первом системном исследовании этого жанра книготворчества — диссертации Виктории Баженовой [1]. Используя возможности семиотического научного поля, исследователь подводит к итоговому пониманию, что состоявшаяся антология — это сверхтекст (метатекст), смыслы которого — как правило, новые и часто неожиданные — рождаются состоятельностью концепции, собравшей тексты в единое литературное пространство, чем обосновывается чрезвычайная роль и ответственность составителя в создании «гармоничной и репрезентативной знаковой оболочки антологии».

For citation:
Korneeva L.N., On the modern approach to the creation of the anthology of the Crimean poetry. Issues of Cultural Studies. 2019;4.
The full version of the article is available for subscribers of the journal
Article language:
Actions with selected: