For all questions:

+7 495 274-22-22

UDK: 130.2

Normative Culture Theory as a Dichotomous Model

Flier A.Ya.

The paper is an exposition of the author's interpretation of culture as a dichotomous structure that underlies the Normative Theory of Culture, considered as a set of standards for human consciousness and social behavior. At the same time, there are paired functions of social integration and social localization, collective and individual culture, cultural stability and variability, innovations and traditions in culture, etc.

Статья поступила 09.08.2018 г.

Нормативная теория культуры акцентирует внимание на том, что в культуре поддерживается баланс целого ряда бинарных оппозиций:

  • вселенского добра и вселенского зла;
  • обыденной и специализированной деятельности;
  • коллективной и индивидуальной деятельности;
  • социально-поведенческой и символической культуры;
  • публичной и приватной культуры;
  • культуры производства и культуры потребления;
  • культурной устойчивости и культурной изменчивости;
  • традиции и новации и др. [10].

Это нуждается в некотором теоретическом осмыслении.

Для системного выстраивания теории культуры необходимо четко представлять себе, откуда культура взялась и зачем она нужна. Нужно учитывать и чрезвычайную распространенность культуры; ведь практически все неслучайные акты поведения и сознания людей, а также их информационного обмена так или иначе регулируются культурой. Фактически культурой пронизана вся жизнь человека, хотя он сам в этом часто не отдает себе отчета. Это означает, что функциональная важность и значимость культуры в жизни людей столь же чрезвычайна и абсолютно доминантна. Почему? С чем связана такая исключительная важность культуры в жизни людей?

Мне представляется, что эта исключительная значимость культуры обусловлена тем, что именно культура обеспечивает коллективный образ жизни и формы деятельности, сознания и коммуникации людей, а происхождение ее имеет естественный биологический характер. Именно с этим связана ее повсеместная распространенность, включенность во все области деятельности, все формы жизни и т.п. На этом строятся и мои теоретические положения о сущности культуры.

Большинство видов животных ведет групповое существование (см., например: [9]). Так повышается биологическая устойчивость популяций, облегчается размножение, оборона, добывание пищи и пр. Все обезьяны (в том числе человекообразные) ведут групповой образ жизни с довольно сложной социальной организацией стаи и нормами социального поведения отдельной особи. Человек, биологически эволюционировавший из древних приматов, унаследовал эту склонность к групповому существованию, и его культура явилась эволюционным развитием социального устроения и поведения древних приматов и многих иных биологических видов. Эта коллективность на раннем этапе истории сыграла большую роль и в организации человеческой жизнедеятельности.

For citation:
Flier A.Ya., Normative Culture Theory as a Dichotomous Model. Issues of Cultural Studies. 2019;4.
The full version of the article is available for subscribers of the journal
Article language:
Actions with selected: