For all questions:

+7 495 274-22-22

UDK: 33.05

Efficiency of the special economic zones in the Russian Federation

Borodina O.B.
Shaykina E.V.

The article assesses the results of functioning of the special economic zones in the Russian Federation. The correlation and regression analysis is carried out with the use of absolute and relative indicators: the number of registered residents, the number of jobs created, the total investments (including capital investments), and the number of engineering infrastructure objects that were created and put into operation. The authors underline an importance of such factors as size and amount of the state or municipal lands leased by SEZ residents.

На новом витке исторического развития сложившихся экономических условий в Российской Федерации решаются задачи строительства не догоняющего, а опережающего социально-экономического развития. Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 установлены задачи прорыва экономических, социальных, торгово-экономических и иных функций государства [4]. Их решение направлено в первую очередь на модернизацию сложившихся факторов и создание новых.

В последнее время мы наблюдаем повышенное внимание пространственной организации экономической политики (национальной, региональной). Формами такой политики выступают особые экономические зоны, территории опережающего развития и иные территории со специальным режимом экономической деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 № 116‑ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» особая экономическая зона часть территории Российской Федерации (далее — ОЭЗ), которая определяется пправительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны [2].

Как видим, сущность понятия особой экономической зоны заключается в сочетании следующих элементов:

1. Определенная часть территории страны.

2. Учреждение такой зоны решением Правительства Российской Федерации.

3. Наличие особого, отличного от обычного для страны и этой конкретной территории экономического режима предпринимательской деятельности.

4. Возможность или недоступность такой возможности (как правило, в случаях отсутствия необходимости) применения таможенных процедур свободной таможенной зоны.

Особенности экономического режима предпринимательской деятельности определяются исходя из типа особой экономической зоны: промышленно-производственная, техниковнедренческая, туристско-рекреационная, портовая. Общая, единая цель объявления определенной местности территорией, на которую распространяется отличный от типичного режим экономической деятельности, заключается в обеспечении на законодательном, административном и ином уровне особых условий для более интенсивного развития обрабатывающих, а также высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, транспортной инфраструктуры, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.

For citation:
Borodina O.B., Shaykina E.V., Efficiency of the special economic zones in the Russian Federation. Land Management, Monitoring and Cadastre. 2019;2.
The full version of the article is available for subscribers of the journal
Article language:
Actions with selected: