Статья посвящена анализу и обобщению
результатов исследования по изучению
умственной работоспособности и утомления
учащихся. Цель — оценить умственную
работоспособность школьников среднего
возраста при активном решении
математических примеров и задач с целью
разработки гигиенически рационального
режима работы в условиях умственной
деятельности. В качестве методического
инструментария были выбраны корректурные
пробы буквенной таблицы В. Я. Анфимова. По
результатам исследования значения
показателя суточной адаптивности
свидетельствовали о выраженном утомлении
детей в течение учебного дня. Выполнение
учебных заданий по математике, связанных с
активным решением примеров и задач,
вызывает существенное напряжение функций
организма и приводит к быстрому
умственному утомлению учащихся.
Проведенное исследование показало, что 20–30
минут интенсивной интеллектуальной
активности с последующим 10–15-минутным
активным отдыхом на свежем воздухе
являются оптимальными периодами работы для
школьников. Малоподвижный отдых в
коридорах школы не обеспечивает
достаточное восстановление умственной
работоспособности учащихся. Таким образом,
учебный процесс должен строиться так, чтобы
предупредить момент возникновения
переутомления, которое создает предпосылки
развития острых и хронических нарушений
здоровья, развития нервных,
психосоматических и других заболеваний.
В статье рассмотрена проблема
профессионального стресса в трудовой
деятельности сотрудников дошкольных
образовательных организаций. Цель работы —
оценить уровень стресса и
стрессоустойчивости педагогов дошкольного
образования. В соответствии с целью
исследования были использованы следующие
методы: Т. А. Немчина, А. О. Прохорова,
опросник Вайсмана, Мак-Лина. В исследовании
приняли участие 78 педагогов детских садов
общеразвивающего вида. Проанализированы и
обобщены материалы современных
психолого-педагогических исследований,
посвященных стрессу и стрессоустойчивости.
Получены экспериментальные данные о
состоянии стрессоустойчивости педагогов
дошкольных организаций. В дошкольной
организации сотрудникам необходимо
снижать уровень нервно-психического
напряжения, профессионального и
организационного стрессов, так как
большинству испытуемых присущи высокие
показатели по данным параметрам.