Трудовая деятельность человека неразрывно связана с интенсивностью и напряженностью. Ежедневно возникают отрицательные эмоции, переживания, стрессовые ситуации, которые имеют способность накапливаться и формировать длительные стрессовые состояния.
Организация Объединенных Наций (ООН) называет стресс на рабочем месте «чумой двадцать первого века». По оценкам многочисленных авторов, в современном мире значительная часть населения страдает психическими расстройствами, вызванными острым или хроническим психологическим стрессом. Таким образом, стресс представляет собой основную социальную проблему современного общества [1].
Каждый день, приходя на работу, человек испытывает различные стрессогенные факторы, к которым можно отнести гигиенические (химические и физические факторы), эмоциональные (ответственность, опасность для жизни), коммуникативные (отношение руководителя, общение с коллегами) и др. Для того чтобы противостоять таким факторам стресса, необходима стрессоустойчивость, которая, в свою очередь, является одним из залогов надежности и успеха в профессиональной деятельности.
С большим вниманием к проблеме стресса и стрессоустойчивости начали относиться в связи с переходом к информационному обществу, ростом научно-технического прогресса, повышением конкуренции и требований к профессиональной деятельности. В настоящее время накоплено значительное количество результатов исследований по изучению данного вопроса [2–6].
Большая часть изученной проблемы широко распространена в образовательной среде, так как профессия педагога в современном мире наиболее подвержена стрессу, а также это один из самых эмоциональных и напряженных видов деятельности. Это связано, прежде всего, с длительностью общения с учениками, родителями, педагогами и высокой вероятностью конфликтов [7, 8].
Еще на рубеже XIX и XX веков возникло такое направление, как психогигиена, которая была направлена на предупреждение психических и нервных заболеваний. Данное направление в первую очередь позволяет сберегать, поддерживать, развивать и восстанавливать душевное здоровье сотрудников, что естественным образом помогает повышению уровня профессиональной готовности.