По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 371.7:613.86 DOI:10.33920/med-08-2012-04

Изучение стресса и стрессоустойчивости сотрудников дошкольных организаций: гигиенические аспекты

Маврина Лиана Николаевна канд. биол. наук, старший научный сотрудник отдела медицины труда, ФБУН «Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека», 450000, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Степана Кувыкина, д. 94, e-mail: Liana-1981@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0250-2683
Тимерьянова Лилия Николаевна канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии ГАУ дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Башкортостан» (ГАУ ДПО ИРО РБ), 450005, г. Уфа, ул. Мингажева, д. 120, e-mail: lilya_tyulpan@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0340-1304

В статье рассмотрена проблема профессионального стресса в трудовой деятельности сотрудников дошкольных образовательных организаций. Цель работы — оценить уровень стресса и стрессоустойчивости педагогов дошкольного образования. В соответствии с целью исследования были использованы следующие методы: Т. А. Немчина, А. О. Прохорова, опросник Вайсмана, Мак-Лина. В исследовании приняли участие 78 педагогов детских садов общеразвивающего вида. Проанализированы и обобщены материалы современных психолого-педагогических исследований, посвященных стрессу и стрессоустойчивости. Получены экспериментальные данные о состоянии стрессоустойчивости педагогов дошкольных организаций. В дошкольной организации сотрудникам необходимо снижать уровень нервно-психического напряжения, профессионального и организационного стрессов, так как большинству испытуемых присущи высокие показатели по данным параметрам.

Литература:

1. Катунин А. П. Стрессоустойчивость как психологический феномен. Молодой ученый. 2012; № 9 (44): 243–246.

2. Валеева Э. Т., Ахметшина В. Т., Карамова Л. М., Красовский В. О., Газизова Н. Р. Профессиональный риск нарушений здоровья медицинских работников инфекционной службы Республики Башкортостан. Санитарный врач. 2020; 5: 32–39.

3. Степанов Е. Г. Критерии и показатели профессионального риска у работников непроизводственной сферы. Санитарный врач. 2018; 10: 38–44.

4. Павловская Н. А. Ранняя диагностика профессиональных заболеваний. Санитарный врач. 2019; 5: 40–47.

5. Сырцова М. А., Соломай Т. В. Гигиенические аспекты реструктуризации организаций общего профессионального образования и интенсификации образовательного процесса. Санитарный врач. 2016; 8: 38–42.

6. Шингаев С. М. Профессиональный стресс и здоровье менеджеров. Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008; 71: 290–295.

7. Ожогова Е. Г. Синдром «психического выгорания» в работе педагога и профессиональные стратегии поведения. Психология и школа. 2006; 2: 107–120.

8. Реан А. А., Баранов А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей. Вопросы психологии. 1997; 1: 25–32.

9. Желдоченко Л. Д., Рогов Е. И. Влияние объекта педагогической деятельности на изменение профессионально-личностных характеристики учителя: деструктивный аспект. Российский психологический журнал. 2016; 13 (2): 102–115.

10. Анисимова О. А. Стресс и профессиональное здоровье педагога. Психолог в школе. 2000; 1–2: 100–107.

11. Лазарев М. А., Стукалова О. В. Профессиональная устойчивость будущих педагогов: потенциал в процессе подготовки и критерии оценки. Наука и школа. 2018; 2: 62–68.

12. Савченков А. В. Экстремальная педагогика как фактор формирования эмоциональной устойчивости педагога. Вестник Новосибир. гос. пед. ун-та. 2018; 8 (5): 22–40.

13. Алеевская Ю. И., Аширбагина Н. Л., Мещерякова Н. А. Коммуникативная компетентность как предмет педагогического исследования. Интеграция образования. 2016; 20 (3): 352–363.

14. Березенцева Е. А. Профессиональный стресс как источник профессионального выгорания. Управление образованием: теория и практика. 2014; 4: 162–170.

15. Горблянский Ю. Ю., Понамарева О. П., Конторович Е. П., Волынская Е. И. Современные представления о профессиональном выгорании в медицине труда. Медицина труда и промышленная экология. 2020; 60 (4): 244–249.

16. Анищенко Е. Б., Транковская Л. В., Важенина А. А., Мирошниченко И. Р. Гигиеническая оценка напряженности трудового процесса и эмоционального состояния профессорско-преподавательского состава медицинского вуза. Санитарный врач. 2020; 10 (201): 18–26.

1. Katunin A.P. Stress resistance as a psychological phenomenon. Molodoj uchenyj. 2012; 9 (44): 243-246. (in Russian)

2. Valeeva Je.T., Ahmetshina V.T., Karamova L.M., Krasovskij V.O., Gazizova N.R. Occupational risk of health disorders of medical workers of the infectious diseases service of the Republic of Bashkortostan. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2020; 5: 32-39. (in Russian)

3. Stepanov E.G. Criteria and indicators of occupational risk for non-industrial workers. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2018; 10: 38-44. (in Russian)

4. Pavlovskaja N.A. Early diagnosis of occupational diseases. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2019; 5: 40-47. (in Russian)

5. Syrtsova M.A., Solomay T.V. Hygienic aspects of the restructuring of General professional education organizations and the intensification of the educational process. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2016; 8: 38-42. (in Russian)

6. Shingaev S.M. Professional stress and health of managers. Izvestija RGPU im. A.I. Gercena. 2008; 71: 290–295. (in Russian)

7. Ozhogova E.G. The syndrome of "mental burnout"in the work of a teacher and professional behavior strategies. Psihologija i shkola. 2006; 2: 107-120. (in Russian)

8. Rean A.A., Baranov A.A. Factors of teachers ' stress tolerance. Voprosy psihologii. 1997;1:25-32. (in Russian)

9. Zheldochenko L. D., Rogov E. I. Influence of the object of pedagogical activity on changing professional and personal characteristics of the teacher: a destructive aspect. Rossijskij psihologicheskij zhurnal. 2016; 13(2):102-115. (in Russian)

10. Anisimova O.A. Stress and professional health of the teacher. Psiholog v shkole. 2000; 1-2: 100-107. (in Russian)

11. Lazarev M.A., Stukalova O.V. Professional stability of future teachers: potential in the training process and evaluation criteria. Nauka i shkola. 2018; 2: 62-68. (in Russian)

12. Savchenkov A.V. Extreme pedagogy as a factor in the formation of emotional stability of the teacher. Vestnik Novosibir. gos. ped. un-ta. 2018; 8(5): 22-40. (in Russian)

13. Aleevskaja Ju. I., Ashirbagina N. L., Meshherjakova N. A. Communicative competence as a subject of pedagogical research. Integracija obrazovanija. 2016; 20 (3): 352–363. (in Russian)

14. Berezenceva E.A. Professional stress as a source of professional burnout. Upravlenie obrazovanie: teorija i praktika. 2014; 4: 162-170. (in Russian)

15. Gorblyanskyi Y. Y., Ponamarevai O. P., Kontorovichi E. P., Volynskaya E. I. Modern concepts of professional burnout in occupational medicine. Medicina truda i promyshlennaya ekologiya (Russian journal of occupational health and industrial ecology) 2020; 4 (60): 244–249. (in Russian)

16. Anishhenko E. B., Trankovskaja L. V., Vazhenina A. A., Miroshnichenko I. R. Hygienic assessment of the intensity of the labor process and the emotional state of the teaching staff of a medical University. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2020; 10 (201): 18-26. (in Russian)

Трудовая деятельность человека неразрывно связана с интенсивностью и напряженностью. Ежедневно возникают отрицательные эмоции, переживания, стрессовые ситуации, которые имеют способность накапливаться и формировать длительные стрессовые состояния.

Организация Объединенных Наций (ООН) называет стресс на рабочем месте «чумой двадцать первого века». По оценкам многочисленных авторов, в современном мире значительная часть населения страдает психическими расстройствами, вызванными острым или хроническим психологическим стрессом. Таким образом, стресс представляет собой основную социальную проблему современного общества [1].

Каждый день, приходя на работу, человек испытывает различные стрессогенные факторы, к которым можно отнести гигиенические (химические и физические факторы), эмоциональные (ответственность, опасность для жизни), коммуникативные (отношение руководителя, общение с коллегами) и др. Для того чтобы противостоять таким факторам стресса, необходима стрессоустойчивость, которая, в свою очередь, является одним из залогов надежности и успеха в профессиональной деятельности.

С большим вниманием к проблеме стресса и стрессоустойчивости начали относиться в связи с переходом к информационному обществу, ростом научно-технического прогресса, повышением конкуренции и требований к профессиональной деятельности. В настоящее время накоплено значительное количество результатов исследований по изучению данного вопроса [2–6].

Большая часть изученной проблемы широко распространена в образовательной среде, так как профессия педагога в современном мире наиболее подвержена стрессу, а также это один из самых эмоциональных и напряженных видов деятельности. Это связано, прежде всего, с длительностью общения с учениками, родителями, педагогами и высокой вероятностью конфликтов [7, 8].

Еще на рубеже XIX и XX веков возникло такое направление, как психогигиена, которая была направлена на предупреждение психических и нервных заболеваний. Данное направление в первую очередь позволяет сберегать, поддерживать, развивать и восстанавливать душевное здоровье сотрудников, что естественным образом помогает повышению уровня профессиональной готовности.

Для Цитирования:
Маврина Лиана Николаевна, Тимерьянова Лилия Николаевна, Изучение стресса и стрессоустойчивости сотрудников дошкольных организаций: гигиенические аспекты. Санитарный врач. 2020;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: