По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 371.7:613.86 DOI:10.33920/med-08-2103-08

Гигиеническое обоснование режима интенсивной умственной работы школьников среднего возраста при выполнении учебных заданий

Маврина Лиана Николаевна канд. биол. наук, старший научный сотрудник отдела медицины труда, ФБУН «Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека», 450106, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Степана Кувыкина, д. 94, e-mail: Liana-1981@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0250-2683
Тимерьянова Лилия Николаевна канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии, ГАУ дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Башкортостан» (ГАУ ДПО ИРО РБ), 450005, г. Уфа, ул. Мингажева, д. 120, e-mail: lilya_tyulpan@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0340-1304

Статья посвящена анализу и обобщению результатов исследования по изучению умственной работоспособности и утомления учащихся. Цель — оценить умственную работоспособность школьников среднего возраста при активном решении математических примеров и задач с целью разработки гигиенически рационального режима работы в условиях умственной деятельности. В качестве методического инструментария были выбраны корректурные пробы буквенной таблицы В. Я. Анфимова. По результатам исследования значения показателя суточной адаптивности свидетельствовали о выраженном утомлении детей в течение учебного дня. Выполнение учебных заданий по математике, связанных с активным решением примеров и задач, вызывает существенное напряжение функций организма и приводит к быстрому умственному утомлению учащихся. Проведенное исследование показало, что 20–30 минут интенсивной интеллектуальной активности с последующим 10–15-минутным активным отдыхом на свежем воздухе являются оптимальными периодами работы для школьников. Малоподвижный отдых в коридорах школы не обеспечивает достаточное восстановление умственной работоспособности учащихся. Таким образом, учебный процесс должен строиться так, чтобы предупредить момент возникновения переутомления, которое создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний.

Литература:

1. Бодров В. А. Проблема преодоления утомляемости. Психологический журнал. 2006; 2: 113–123.

2. Блинова Т. Н., Третьяков М. М. Разработка системы повышения эффективности материального стимулирования профессорско-преподавательского состава вузов. Современные проблемы науки и образования. 2014; 6: 110–118.

3. Назаренко Л. Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков. М.: Теория и практика физической культуры. 2001: 332.

4. Богомолова Е. С., Котова Н. В., Бадеева Т. В., Короленко Н. В., Олюшина Е. А. Оценка критериев санитарно-гигиенического благополучия общеобразовательных учреждений (учебное пособие). Н. Новгород: НижГМА. 2015: 112.

5. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Храмцов П. И. и др. Руководство по диагностике и профилактике школьно обусловленных заболеваний, оздоровлению детей в образовательных учреждениях. М. 2012: 207.

6. Сырцова М. А., Соломай Т. В. Гигиенические аспекты реструктуризации организаций общего образования и интенсификации образовательного процесса. Санитарный врач. 2016; 8: 38–42.

7. Соломай Т. В. Оценка факторов, влияющих на здоровье с точки зрения системы управления рисками. Санитарный врач. 2012; 10: 69–72.

8. Приоритетные направления развития гигиены детей и подростков как биомедицинской науки на 2015–2020 годы. Под ред. член-корр. РАН В. Р. Кучмы. М.: Издательство ФГБУ НЦЗД Минздрава России, 2015. — 35 с.

9. Баранов А. А., Намазова-Баранова Л. С. Состояние здоровья и медико-социальные проблемы детей подросткового возраста в Российской Федерации. Федеральный справочник. 2015; IV: 149–53.

10. Зайцева В. В., Сонькин В. Д., Макеева А. Г., Сонькин В. В. Компоненты качества жизни современных российских школьников: результаты мониторинговых исследований. Новые исследования. 2012;3: 5–21.

11. Bala G., Nicin D. Motor behavior of preschool children under the influence of an unconventional sports educational model. Proceedings of the 3rd International Symposium «Sport of the Young». University of Ljubljana, Faculty of Sport, Bled. 1997: 62–65.

12. Juras G. Waskiewicz Z., Raczek J. Zdolnoњж orientacji czasowoprzestrzennej: identyfikacja, struktura wewnetrzna i metody diagnozy. Antropomotoryka. 1998; 17: 97–122.

13. Claessens A. L., Song J. K., Lefevre J., Beunen G., Vanresuel B., Renson R. Relationships between health-related fitness and body build in males followed from 17 to 35 years of age. In: Casagrande G. And Viviany F. (eds) Physical activity and health: physiological, epidemiological and behaviourial aspects, UNIPRESS, Padua. 1998: 123–128.

14. Balsevich V. K., Progonyuk L. N. Experimental substantiation of schoolchildren physical education’s sportization. 7‑th International Congress of Physical Education & Sport. Komotini, Greece. 1999: 187.

15. Маврина Л. Н., Тимерьянова Л. Н. Гигиеническое обоснование режима дня и недельной динамики работоспособности учащихся среднего звена. Санитарный врач. 2020; 10: 54–60.

16. Фадеева С. В. Психолого-педагогические аспекты компьютерной зависимости подростков. Воспитание школьников. 2009;10: 23–25.

17. Stephan Y., Sutin A. R. How Old Do You Feel? The Role of Age Discrimination and Biological Aging in Subjective Age. PLoS ONE. 2015; 10 (3): 1–12.

18. Keller S. M., Tuerk P.W. Evidence-based psychotherapy (EBP) non-initiation among veterans offered an EBP for posttraumatic stress disorder. Psychological services. 2016; 13 (1): 42.

19. Rubin K. H. Social withdrawal, inhibition, and shyness in childhood. N. Y. and London: Psychology Press. 2014: 365.

1. Bodrov V. A. The problem of overcoming fatigue. Psihologicheskij zhurnal. 2006; 2: 113–123. (in Russian)

2. Blinova T. N., Tretyakov M. M. Development of a system for improving the efficiency of material incentives for university teaching staff. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2014; 6: 110–118. (in Russian)

3. Nazarenko L. D. Development of motor and coordination qualities as a factor of improving the health of children and adolescents. Moscow: Teorija i praktika fizicheskoj kul’tury. 2001: 332. (in Russian)

4. Bogomolova E. S., Kotova N.V., Badeeva T.V., Korolenko N.V., Olyushina E. A. Evaluation of the criteria of sanitary and hygienic well-being of general education institutions (textbook). N. Novgorod: NizhGMA. 2015: 112. (in Russian)

5. Kuchma V. R., Sukhareva L. M., Khramtsov P. I., etc. Guidelines for the diagnosis and prevention of school-related diseases, improving the health of children in educational institutions. M. 2012: 207. (in Russian)

6. Syrtsova M. A., Solomay T.V. Hygienic aspects of the restructuring of general education organizations and the intensification of the educational process. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2016; 8: 38–42. (in Russian)

7. Solomay T.V. Assessment of factors affecting health from the point of view of the risk management system. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2012; 10: 69–72. (in Russian)

8. Priority directions for the development of child and adolescent hygiene as a biomedical science for 2015–2020. Edited by a corresponding member. RAS V. R. Kuchma. M.: Publishing house of the Federal State Budgetary Institution NTSD of the Ministry of Health of Russia. 2015: 35. (in Russian)

9. Baranov A. A., Namazova-Baranova L. S. The state of health and medical and social problems of adolescent children in the Russian Federation. 2015; IV: 149–53. (in Russian)

10. Zaitseva V.V., Sonkin V. D., Makeeva A. G., Sonkin V.V. Components of the quality of life of modern Russian schoolchildren: results of monitoring studies. Novye issledovanija. 2012; 3: 5–21. (in Russian)

11. Bala G., Nicin D. Motor behavior of preschool children under the influence of an unconventional sports educational model. Proceedings of the 3rd International Symposium «Sport of the Young». University of Ljubljana, Faculty of Sport, Bled. 1997: 62–65.

12. Juras G. Waskiewicz Z., Raczek J. Zdolnoњж orientacji czasowoprzestrzennej: identyfikacja, struktura wewnetrzna i metody diagnozy. Antropomotoryka. 1998; 17: 97–122.

13. Claessens A. L., Song J. K., Lefevre J., Beunen G., Vanresuel B., Renson R. Relationships between health-related fitness and body build in males followed from 17 to 35 years of age. In: Casagrande G. And Viviany F. (eds) Physical activity and health: physiological, epidemiological and behaviourial aspects, UNIPRESS, Padua. 1998: 123–128.

14. Balsevich V. K., Progonyuk L. N. Experimental substantiation of schoolchildren physical education’s sportization. 7‑th International Congress of Physical Education & Sport. Komotini, Greece. 1999: 187.

15. Mavrina L. N., Timeryanova L. N. Hygienic justification of the daily regime and weekly dynamics of working capacity of middle-level students. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2020; 10: 54–60.

16. Fadeeva S.V. Psychological and pedagogical aspects of computer addiction of adolescents. Vospitanie shkol’nikov. 2009; 10: 23–25.

17. Stephan Y., Sutin A. R. How Old Do You Feel? The Role of Age Discrimination and Biological Aging in Subjective Age. PLoS ONE. 2015; 10 (3): 1–12.

18. Keller S. M., Tuerk P.W. Evidence-based psychotherapy (EBP) non-initiation among veterans offered an EBP for posttraumatic stress disorder. Psychological services. 2016; 13 (1): 42.

19. Rubin K. H. Social withdrawal, inhibition, and shyness in childhood. N. Y. and London: Psychology Press. 2014: 365.

Школьные годы — это особое время, наполненное исключительной энергией действия, жаждой постижения мира и накопления знаний, это период открытий, ярких впечатлений, разнообразных встреч и новых знакомств. Суммарная учебная нагрузка школьников значительна. При этом особенно велика внеурочная учебная нагрузка, которая не нормируется и не регламентируется учебным планом и расписанием занятий [1–3].

Выраженное нервно-эмоциональное напряжение, возникающее у школьников во время уроков, контрольных работ и т. д., вызывает неблагоприятные функциональные изменения многих систем организма и препятствует в полной мере освоению предметов [4–8].

Школьное расписание должно составляться согласно санитарным нормам и правилам, где указана максимальная нагрузка на учеников, а также даны требования к организации учебного дня. На практике же зачастую не соблюдаются данные санитарные правила, и даже больше того — дети, которые занимаются по углубленной программе (дополнительные занятия, факультативы и т. д.), проводят в школе по две смены подряд.

Конечно, методисты стараются распределить предметы согласно санитарным правилам и нормам, но если по дням недели это еще получается, то по часам нет. Самые тяжелые предметы, требующие внимания, усидчивости, попадают на 1–2 уроки, причем часто еще и парами. В этот момент дети претерпевают колоссальные нагрузки, если после пары математики им предстоит еще 5–6 уроков.

В такой ситуации гигиенически рациональный режим умственной работы является одной из первоочередных и кардинальных мер предупреждения чрезмерного функционального напряжения, преждевременного утомления и последующего переутомления учащихся [9–15].

Успешное освоение информации во многом зависит от уровня развития высших психических функций детей, а также прочности навыков и умения решать различные задачи.

Цель исследования — оценить умственную работоспособность школьников среднего возраста при активном решении математических примеров и задач с целью разработки гигиенически рационального режима работы в условиях умственной деятельности.

Для Цитирования:
Маврина Лиана Николаевна, Тимерьянова Лилия Николаевна, Гигиеническое обоснование режима интенсивной умственной работы школьников среднего возраста при выполнении учебных заданий. Санитарный врач. 2021;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: