Школьные годы — это особое время, наполненное исключительной энергией действия, жаждой постижения мира и накопления знаний, это период открытий, ярких впечатлений, разнообразных встреч и новых знакомств. Суммарная учебная нагрузка школьников значительна. При этом особенно велика внеурочная учебная нагрузка, которая не нормируется и не регламентируется учебным планом и расписанием занятий [1–3].
Выраженное нервно-эмоциональное напряжение, возникающее у школьников во время уроков, контрольных работ и т. д., вызывает неблагоприятные функциональные изменения многих систем организма и препятствует в полной мере освоению предметов [4–8].
Школьное расписание должно составляться согласно санитарным нормам и правилам, где указана максимальная нагрузка на учеников, а также даны требования к организации учебного дня. На практике же зачастую не соблюдаются данные санитарные правила, и даже больше того — дети, которые занимаются по углубленной программе (дополнительные занятия, факультативы и т. д.), проводят в школе по две смены подряд.
Конечно, методисты стараются распределить предметы согласно санитарным правилам и нормам, но если по дням недели это еще получается, то по часам нет. Самые тяжелые предметы, требующие внимания, усидчивости, попадают на 1–2 уроки, причем часто еще и парами. В этот момент дети претерпевают колоссальные нагрузки, если после пары математики им предстоит еще 5–6 уроков.
В такой ситуации гигиенически рациональный режим умственной работы является одной из первоочередных и кардинальных мер предупреждения чрезмерного функционального напряжения, преждевременного утомления и последующего переутомления учащихся [9–15].
Успешное освоение информации во многом зависит от уровня развития высших психических функций детей, а также прочности навыков и умения решать различные задачи.
Цель исследования — оценить умственную работоспособность школьников среднего возраста при активном решении математических примеров и задач с целью разработки гигиенически рационального режима работы в условиях умственной деятельности.