Национальный музей является самым крупным и самым молодым музеем не только в самом Казахстане, но и на территории всей Центральной Азии. Музей был создан в рамках реализации Государственной программы «Культурное наследие» по поручению Н.А. Назарбаева, первого Президента Республики Казахстан. Торжественное открытие музея состоялось 9 июля 2015 года, общая площадь земельного участка музея составляет 9,9 га, площадь экспозиций — более 14 тыс. кв. м.
Заповедник-музей «Азрет-Султан» был создан в 1991 году на базе музея архитектурного комплекса Ходжи Ахмеда Ясави в городе Туркестане Южного Казахстана. В состав учрежденного государственного историко-культурного заповедника-музея «Азрет-Султан» вошли сразу несколько важнейших архитектурно-археологических памятников Казахстана: мавзолей-мечеть Ходжи Ахмеда Ясави, городище Культобе, мечеть Кумшик-ата, суфийский центр с подземной мечетью и другие памятники культуры и истории.
Одним из принципиальных условий для формирования коллекционных фондов музеев является эффективное использование архивных данных, научных музеев. В рамках данной статьи представлена история формирования первых музейных коллекций на территории Казахстана, освещены основные направления музейной деятельности (комплектование фондов, научно-исследовательская работа, учет и хранение музейных предметов).
Дом-музей предводителя Крестьянской войны 1773–1775 годов Емельяна Пугачева, одного из самых известных бунтовщиков в истории России, по праву считается произведением искусства XVIII века. Этот уникальный исторический памятник деревянного зодчества является самым старым зданием города Уральска (Яицка), он представляет собой курень знатного яицкого казака XVIII века Петра Кузнецова, дочь которого вышла замуж за Пугачева незадолго до его ареста. С 1991 года дом-музей работает как филиал Западно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея.
8 сентября 2001 года состоялось торжественное открытие этномемориального комплекса «Карта Казахстана «Атамекен». На территории комплекса представлены реалистичные миниатюры ключевых достопримечательностей Казахстана, находящиеся в разных областях страны. Целью деятельности «Карты Казахстана «Атамекен» является обеспечение сохранности, доступности историко-культурных и духовных ценностей, приобщение к ним населения страны, пропаганда достижений казахстанской культуры. Объект отражает колоритность всех природных зон и экономических достижений современного Казахстана и способствует приумножению и сохранению его культурных ценностей.
Восточно-Казахстанский областной музей изобразительных искусств имени семьи Невзоровых — одно из крупнейших в республике собраний художественных ценностей. Музей, основанный в 1985 году, расположен в городе Семее и занимает сразу несколько зданий. В 1988 году семья Невзоровых передала в дар музею более 500 экспонатов, предметов русского, советского, зарубежного искусства с середины XIX века. Всего в фондах музея представлено около 5000 единиц хранения.
Музей первого Президента Республики Казахстан выделяется среди всех прочих музеев столицы государства. Здание, в котором он расположен, до 2004 года являлось президентской резиденцией. После переезда резиденции в более просторный и современный комплекс «Акорда» старая резиденция стала многофункциональным научным, аналитическим, гуманитарным центром, посвященным новейшей истории Казахстана. В 2012 году на территории центра указом президента был создан музей, рассказывающий о становлении республики и роли Нурсултана Назарбаева в этом процессе.
Конструкция органов власти в РФ предусматривает системность: если нарушены права и законные интересы граждан, то следует обращаться в суды общей юрисдикции (СОЮ); если юрлиц в хозяйственных вопросах — в арбитражные суды. Однако нередко возникают случаи, когда обращение в СОЮ не приводит к позитивным результатам. В этой ситуации представители общественности нередко либо прекращают борьбу, либо направляют официальное письмо в Конституционный суд РФ. При этом последний должен рассмотреть не конкретный предлагаемый вариативный случай, а сопоставление применяемой нормы с конституционными требованиями гуманизма, справедливости, законности и т.д. Анализируя практику работы Конституционного суда РФ в контексте обжалования норм, регламентирующих музейное дело, автор отмечает, что корректировок законодательства КС не произвел, однако дал толкования, важные для понимания сути положений федерального законодательства.