For all questions:

+7 495 274-22-22

UDK: 371.644

Traditional art culture in primary school. Aft er-hour activity

Bannikov V.N.

The paper deals with educational and thematic planning and methods of teaching the traditional art culture in basic general education, reveals the contents of the living tradition of folk art in extracurricular activities, with examples of various ethnic groups, interaction and mutual infl uence of cultural events in different peoples of Russia. Training and thematic plan is built on the core values of folk art – craft (artistic creation), folklore, traditional game, through the eco-creative, artistic and creative, exposition, museum, cognitive-project activities, leisure and communication and interaction's value. An important part of the procedure takes an organization of project activities related to collective and individual production of objects of folk art. Thematic plan submitted for 6th, 7th and 8th grade, the content of the training sessions is disclosed as an example of class 6.

Статья поступила 26.10.2016 г.

Учебно-методическое пособие «Народное искусство и художественное творчество. Внеурочная деятельность в школе. 5–8 класс» (автор В.Н. Банников) разработано и опубликовано по Государственному заданию Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для организации апробации в школах округа. Сегодня в пилотной деятельности участвует 57 школ и 13 муниципальных образований. В работе задействовано более 200 учителей начальных классов, изобразительного искусства, музыки, русского языка и литературы, осуществляющих внеурочную деятельность. Содержание учебно-методического пособия выполняет задачу углубленного изучения основной образовательной программы по изобразительному искусству авторского коллектива под научным руководством Т. Я. Шпикаловой в части постижения основ народного искусства России.

Основу содержания пособия составляют четыре раздела, сохраняющие цельность, синкретизм народного искусства: художественное творчество (ремесло, рукоделие), фольклор, традиционная народная игра, проектная деятельность (экспедиция, творческий проект). Главными идеями учебнометодического пособия выступают идеи единства культурных явлений разных народов России.

В прошлых статьях рассматривались ключевые научно-практические идеи учебно-методического пособия, было представлено учебно-тематическое планирование для 1, 2, 3, 4 и 5 классов, раскрыты содержание и методика преподавания во 2 классе.

Народные промыслы — одна из форм народного художественного творчества. Традиции народного искусства уходят корнями в глубокую древность, отражая особенности трудового и бытового уклада, эстетические идеалыи верования народа. Мотивы и образы народного искусства веками сохраняются почти неизменными, передаваясь из поколения в поколение. Изделия народных мастеров (керамика, ткани и ковры, изделия из дерева, камня, металла, кости, кожи и т. д.) призваны, прежде всего сохранять традиционные представления о макрокосме и микрокосме, нести красоту и радость в обыденную жизнь человека. В России наиболее популярны Гжельская и Скопинская керамика, расписанная кобальтовыми красками по белому и майоликой, Дымковская и Филимоновская глиняная игрушка, Вологодские кружева, Городецкая и Хохломская роспись по дереву, лаковые миниатюры Палеха, Холуя, Мстёры, Великоустюжское чернение по серебру и многое др. Особое место в культуре разных народов России занимает Русская, Удмуртская, Башкирская и т. д. матрешка. Известна Россия Ростовской финифтью, сканью, Архангельской и Богородской резьбой по дереву, Жостов- 55 скими и Нижнетагильскими подносами и многим, многим другим.

For citation:
Bannikov V.N., Traditional art culture in primary school. Aft er-hour activity. Issues of Cultural Studies. 2017;4.
The full version of the article is available for subscribers of the journal
Article language:
Actions with selected: