For all questions:

+7 495 274-22-22

The concept of “spectacularity”: origins of formation and semantics

© Elena Ivanovna Morozova associate professor of the Department of Art, Moscow University for the Humanities, 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russian Federation, e-mail: eim7@mail.ru

The philosophical system of Rene Descartes “Discourse on the Method” and its methodology at present serves best for studying and understanding the processes occurring in the field of modern culture. Based on its fundamental principles, one can isolate the smallest elements of culture and try to comprehend their role in cultural evolution. We can say that the antithesis of “thinking — being” is the paradigm in which modern culture is created and developed. “Being”, viewed through the prism of “thinking”, allows us to see the sprouts of an emerging new culture, make forecasts for its further development, and correct ideas about previously existing cultures. Using Descartes' deduction method, one can regard culture as a “substance” and isolate its “modes”, i.e. elementary particles of culture, such as phenomena, concepts, terms, etc., and trace their dialectics in order to comprehend how culture as a “substance” changes from changing its “modes”. One of these cultural concepts is “spectacularity”, the content of which is revealed in this article.

Что такое «зрелищность» и почему это так важно понимать, именно сейчас — в эпоху современности? Важность этого понятия, его смыслов для современной культуры состоит в том, что «зрелищность» стала «маркером» современной культуры. «Зрелищность» стала непременным «соучастником» современной нам жизни благодаря своим свойствам — яркости, «вызова», экстравагантности, провокационности, «сокрытия», иллюзорности и другим, являющим это понятие как нечто экстраординарное.

«Зрелищность», как философское понятие, достаточно молодо. Интерес к изучению этого феномена и понятия, его обозначающего, возник с середины XX века в связи с процессами, происходящими в обществе: глобализацией, радикализацией понятий «массовое» и «элитарное», технической революцией, достижения которой позволили изучать это явление с помощью междисциплинарного подхода. Понятие «зрелищность» не представлено в специальных словарях: философских, культурологических, искусствоведческих и др., а из философских трудов мыслителей можно узнать об этом явлении сведения достаточно косвенного характера, скорее, как о понятии, сопутствующем понятию «зрелище», или, в смыслах «явленности» «невидимого» (например, «просопон», «алетейя»). Из словарей, поясняющих значения русских слов, можно узнать, что слово «зрелищность» синонимично словам «картинность», «фееричность», «неординарность», «вызов», «эффектность», «визуальность», «драматичность», «ослепительность», «броскость», «выразительность», «яркость», «помпезность», «живописность», «театральность», «способность производить сильное зрительное впечатление» и другим понятиям, отражающим возникающее у «зрителя» чувство изумления, восторга от увиденного им, которое есть диалог с «увиденным», например, фрески в православных храмах. Попадая в православный храм, датируемый XIV–XVII веками, особенно поражаешься, в первую очередь, красотой, яркостью красок, затем стараешься понять — что же изображено перед тобой.

Для нас, людей века современного, оторванных от лона церкви, трудно сразу разобраться, что открывается нашему взору. Людям же прежних веков было понятно, что на иконостасе, на стенах храма красочно, в «образах» написано — «расписано» краткое содержание Библии — Ветхий завет, Новый завет, сцены Апокалипсиса и Страшного суда, жития святых и, иногда даже, лики благодетелей и благостроителей конкретного храма. Прихожане храмов разбирались в сюжетах фресок, понимали сюжетную и содержательную их составляющую. Когда же появилось книгопечатание, появились «писанные» Евангельские истории, как это сейчас называется — «рисованные истории». И таким образом постепенно возникает вид искусства, который сейчас имеет много разных названий, под общим «грифом» comics (с англ. — комиксы): «графические романы» («новеллы»), «стрипы» (короткие комиксы), «рисованная лента» или BD (фр. bande dessinee), «манга» (Япония), «маньхуа» (Китай), «манхва» (Корея). Скотт Макклауд [8], говорит о влиянии комикса на возникновение мультипликации, кино-культуры: «Фильм на пленке — это очень медленный комикс». С появлением интернет-технологий. экранной, компьютерной культуры комиксы «перебрались» в информационно-вычислительную сеть — возникает жанр вебкомикс (онлайн-комикс). СМИ также используют в своих целях этот жанр.

For citation:
© Elena Ivanovna Morozova, The concept of “spectacularity”: origins of formation and semantics. Academic Council. 2023;11.
The full version of the article is available for subscribers of the journal
Article language:
Actions with selected: