For all questions:

+7 495 274-22-22

The concept of quality perception in the modern food commodity science

Е.А. Semenova postgraduate student, Moscow State University of Food Production
A.L. Mastikhina postgraduate student, Moscow State University of Food Production
Yu.I. Sidorenko PhD of Engineering, Professor, Moscow State University of Food Production

The quality of food products entering the Russian market and sold there is estimated by generally accepted and well-known methods: organoleptic, physicochemical and microbiological. When assessing food production, its «quality» is defined as the degree of conformity of the characteristics inherent in a given product to regulatory requirements. Thus, each conducted research on the evaluation of product quality allows to identify only its compliance with the requirements of regulatory documentation.

Стремительно развивающийся рынок продовольствия, увеличивающаяся конкурентная борьба между производителями ставят новые задачи для товароведения, а именно: проектирование продовольственных товаров на основе инновационных подходов. Инновационные подходы к формированию современного оборота продовольствия требуют, наряду с разработкой технологии выявления потребительских предпочтений и проектирования на их основе продуктов питания, формирования продукции сенсорно привлекательной для потребителя, основываясь на психофизиологическое восприятие качества продукции.

Поскольку именно наука «органолептика» опирается на психологию, физиологию, товароведение и др. науки, позволяющие проектировать инновационные продукты питания, главным элементом современного товароведения выступает «сенсорная оценка».

Долгое время результаты органолептических исследований не считались достаточно достоверными, однако, сейчас по точности и объективности сенсорная оценка приближается к результатам, получаемым другими методами анализа, а во многих случаях подобные результаты невозможно получить другим путем.

На современном этапе развития перед наукой товароведения стоят следующие перспективные задачи, решаемые сенсорными исследованиями:

  1. Усовершенствование способов и методов органолептической оценки;
  2. Применение объективных инструментальных сенсорных систем;
  3. Изучение синергизма веществ продукции;
  4. Формирование новой продукции с заданными потребительскими характеристиками, сенсорно привлекательной для потребителей
  5. Разработка методологического, методического и информационного обеспечения.

Одним из наиболее объективных методов органолептического анализа, проводимого экспертами-дегустаторами, является применение балльных шкал для оценки качества продукции. Использование балльных шкал позволяет перевести характеристики сенсорных признаков из качественных измерений в количественные.

Разработка балльной шкалы осуществляется экспертами в несколько этапов: 1) выбор номенклатуры показателей качества; 2) составление схем-таблиц характеристик уровней качества; 3) назначение коэффициентов весомости показателей качества; 4) обсуждение разработанных элементов балльной шкалы; 5) опробование балльной шкалы и 6) внесение корректировок [2,3]. Коэффициенты весомости используют в связи с различной значимостью единичных показателей в общем восприятии качества продукции. Они выражают долевое участие признака в формировании качества продукта и служат множителями при расчете общей оценки качества.

For citation:
Е.А. Semenova, A.L. Mastikhina, Yu.I. Sidorenko, The concept of quality perception in the modern food commodity science. Food Products Commodity Expert. 2018;5.
The full version of the article is available for subscribers of the journal
Article language:
Actions with selected: