В последние годы происходит рост частоты развития колоректального рака и воспалительных заболеваний толстой кишки, что ведет к увеличению количества хирургических вмешательств в колопроктологических стационарах [1, 2]. Помимо этого, исследователи отмечают рост заболеваемости колоректальным раком в молодом трудоспособном возрасте [3, 4].
Общепринятым подходом к лечению низкого рака прямой кишки, рака анального канала, а также тяжелых, не поддающихся консервативному лечению форм болезни Крона с перианальными осложнениями является хирургический. Частота осложнений промежностных ран после выполнения брюшно-промежностной экстирпации прямой кишки остается достаточно высокой и колеблется от 20 до 65% [5]. Наиболее часто развиваются абсцессы малого таза, инфицирование, нагноение и, как следствие, несостоятельность швов с формированием обширной открытой промежностной раны. Данное осложнение может приводить к образованию длительно незаживающих полостей с формированием свищей и инфицированных инфильтратов в ягодичной области, что обуславливает увеличение сроков госпитализации и стоимости лечения. Нередки случаи повторных поступлений в стационар для лечения осложнений в отдаленном периоде, что приводит к росту экономических затрат на лечение и послеоперационную реабилитацию, сопряженную с пролонгированным уходом за пациентом.
Среди этиологических факторов послеоперационных осложнений выделяют дооперационные, связанные с морбидным статусом пациента (повышенный индекс массы тела, сопутствующие терапевтические заболевания, возраст больного) и интраоперационные. Последние включают большой объем кровопотери, обширную операционную травму при местно-распространенном характере опухоли, необходимость дренирования пространств таза, формирование обширного промежностного дефекта после расширенной брюшно-промежностной экстирпации, а также повреждение прямой кишки во время диссекции с последующей контаминацией операционного поля и длительное время вмешательства [6]. Помимо этого независимым фактором риска замедленного заживления ран является гипоальбуминемия [7].