For all questions:

+7 495 274-22-22

UDK: 621.313.3

Research of the operation of valve converters of various type in dc electric drives

Meshcheryakov V. N. doctor of technical sciences, professor, head of the department, Lipetsk State Technical University, city of Lipetsk
Ternovskikh G. A. bachelor student, Lipetsk State Technical University, city of Lipetsk

The paper discusses the results of a study by computer simulation of energy performance indicators in the starting mode of a non-reversible DC drive with valve converters based on single-bridge and two-bridge rectification schemes.It is shown that, in the start-up mode, a DC electric drive with valve converters based on two-bridge rectification schemes has improved energy performance.

Для управления мощными нереверсивными электроприводами постоянного тока используются вентильные преобразователи, выполненные с различными схемами соединения вентилей, в т. ч., на базе двухмостовых схем с последовательным включением управляемого и неуправляемого преобразователей, образующих двенадцатипульсную схему, называемую также двенадцатифазной мостовой схемой [1–3]. Такие схемы в установившемся режиме работы системы «тиристорный преобразователь-двигатель постоянного тока» (ТП-Д) обеспечивают улучшенные показатели – меньшее потребление реактивного тока и меньший уровень искажений сетевого тока [2]. При этом упрощается фильтрация высших гармоник сетевого тока, которую можно выполнять, например, с помощью активных фильтро-компенсирующих устройств [4]. Двухмостовые схемы с последовательным включением управляемого и неуправляемого преобразователей могут найти применение в электродуговых блоках электроплазменных установок [5].

Особенности установившихся режимов работы двухмостовых схем и схем, питающих электропривод постоянного тока, и их свойства были рассмотрены в работах [1, 2]. Однако использование современных методов имитационного компьютерного моделирования [5] позволяет более детально рассмотреть энергетические характеристики электропривода в переходных процессах, например в пусковом режиме. На основании результатов математического моделирования с помощью пакета прикладных программ MATLAB Simulink [5] осуществлено сравнение энергетических показателей по признаку наименьшего потребления реактивной энергии и наибольшего коэффициента мощности различных систем ТП-Д.

В исследуемых системах электропривода двигатель был подключен к источникам питания, имеющим различные преобразователи, собранные по различным схемам. На рис. 1, а показана принципиальная схема ТП-Д, с реализацией первого и наиболее широко используемого способа питания с понижающим трансформатором, имеющим тип соединения обмоток Y/Y, и одномостовым тиристорным преобразователем. Принципиальная схема, соответствующая второму способу, изображена на рис. 1, б. Она отличается от первой наличием двух последовательно соединенных мостовых преобразователей: первый – на базе нерегулируемого выпрямителя, второй – на базе нерегулируемого выпрямителя и регулируемого тиристорного преобразователя, запитанных от отдельных трансформаторов. В данном исследовании для обоих трансформаторов использован тип соединения обмоток Y/ Y, хотя возможны и другие схемы соединения обмоток трансформаторов [1, 2].Отличие двухмостовой схемы, соответствующей третьему способу (рис. 1, в), от предыдущей, заключается в том, что нерегулируемый выпрямитель соединен последовательно с регулируемым выпрямителем, но они питаются от одного трехобмоточного трансформатора с типом соединения обмоток Δ/Y/Y.

For citation:
Meshcheryakov V. N., Ternovskikh G. A., Research of the operation of valve converters of various type in dc electric drives. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт №6 2020. 2020;6.
The full version of the article is available for subscribers of the journal
Article language:
Actions with selected: