Сравнительный анализ результатов лабораторных методов исследования показал, что наиболее высокой чувствительностью при диагностике бруцеллеза обладает ИФА, который выявляет специфические антитела различной физико-химической природы и рекомендован для диагностики как острой, подострой, так и хронических форм заболевания [1]. К сегодняшнему моменту в систему идентификации и дифференциации представителей рода Brucella и лабораторной диагностики бруцеллезной инфекции включен метод полимеразной цепной реакции (ПЦР) [2]. Наличие ДНК представителей рода Brucella в крови больных в комплексе с положительными серологическими реакциями и клиническими проявлениями свидетельствует о высокой активности течения инфекционного процесса, но не отражает патогенетических особенностей инфекционного процесса.
Особенности иммунного статуса пациентов с бруцеллезной инфекцией связаны с факторами патогенности бруцелл.
Адгезины:
• микрокапсула;
• белки наружной мембраны.
Ферменты патогенности:
• гиалуронидаза (придает высокую инвазивность);
• нейраминидаза;
• каталаза и супероксиддисмутаза (защищают бруцелл от перекисей и других бактерицинов).
Токсины:
• эндотоксин (ЛПС).
Агрессины:
• продукты, ингибирующие слияние фагосомы и лизосомы и подавляющие «окислительный взрыв» (незавершенный фагоцитоз), рис. 1.
Клеточная оболочка бруцелл состоит из внутренней мембраны, состоящей из двойного слоя фосфолипидов, и внешнего наружного слоя липополисахарида (LPS). LPS, который состоит из трех компонентов: О-антиген обращен во внеклеточное пространство, компонент, распознаваемый адаптивным иммунным ответом, липид А образует гидрофобный якорь LPS внутри мембраны. Липид A бруцелл содержит необычную жирную кислоту с очень длинной цепью (VLCFA).
Поиск новых предикторов состояния пациентов, свидетельствующих о хронизации болезни и необходимости использования методов не только этиотропной, но и патогенетической терапии. На ранних сроках (в первые 6 месяцев) заболевания диагностическая ценность серологического метода выше, чем аллергического. Серологические реакции агглютинации оказываются положительными почти в 98 % случаев. Наибольшую диагностическую ценность этот метод представляет при острой и подострой форме бруцеллеза. Основными ограничениями серологических тестов являются отсутствие общих критериев интерпретации, невысокая специфичность из‑за перекрестных реакций с другими бактериями и низкая чувствительность на ранней стадии заболевания. При этом в России серологические тесты составляют более 99 % всех лабораторных исследований и остаются инструментом лабораторной диагностики [3].