For all questions:

+7 495 274-22-22

UDK: 130.2; 140.8 DOI:10.33920/nik-01-2305-04

Philosophy of meaning and conceptualization

Lapina T.S. Doctor of Philosophy, Associate Professor, Independent Researcher, e-mail: taselap2019@mail.ru

Philosophy reveals the foundations of conceptualization as a generic form of spirituality, and philosophy itself is semantic. As an active state of the human spirit, conceptualization leads to development of semiotically shaped meanings, that is, the reduction of information to human and value dimensions, which is often expressed figuratively. The genesis of meanings has two opposite to each other beginnings — down-to-earth and sublime: a review of acquired experience and attribution to the sphere of due and ideas. One of the objects of philosophical reflection should be a phenomenon that can be called a semantic conversion of human existence, that is, virtual reconstruction in a semantic evaluative and instructive form of social, generational and personal and individual events, virtual humanization of the universe. Both the profitable and flawed sides of social evolution are recorded in meanings, characters are depicted in a semantic way, from which subjects learn lessons. Individuals live their own lives and virtually meaningfully can live the lives of other personalities. The human world is enriched with typical semantic realities. The main meaningful points of the philosophy of meaning are given at the end of the article.

Статья поступила 11.05.2023.

На страницах журнала «Вопросы философии» в последние годы идут интересные обсуждения такой темы, как «логика смысла», в частности в связи с усмотрением некоторыми авторами деонтологического аспекта смыслополагания и особенно в связи с различением субстанциальной и процессуальной логики [1; 2]. Подытоживая обсуждение, проходившее в формате круглого стола, В.А. Лекторский подчеркнул: «То, что сегодня обсуждалось, связано с попыткой понять, что в мире происходит, где мы живем, куда мы двигаемся, что нам ожидать ... эти проблемы не просто философские, а жизненные» [1, с. 42–43].

Да, проблема логики смысла не только логическая, она и жизненная. Но существует проблема и «философии смысла», и ее надо ставить специально. А постольку, поскольку логика является наукой философской, раскрытие логики смысла можно считать разделом в рассмотрении философии смысла. В рамках темы о философии смысла тоже наблюдается дифференциация, особенно в связи с тем, что содержательно смыслы понимаются по-разному в культурах, в которых устоялось различное понимание таких смыслообразующих категорий, как «человек» и «ценность». Рассмотрение вопроса о философии смысла не менее социально, практически актуально и важно, чем обсуждение логики смысла.

Ясно, что раскрытие обозначенной темы в первую очередь предполагает экспликацию понятия «смысл». А поскольку смыслы не актуализируются, не будучи облаченными в знаковую форму, постольку, освещая природу смыслов, требуется раскрыть и содержание понятия «семиозис».

Есть феномен «осмысления», и есть феномен «осмысливания». Осмысление (термин от слова и понятия «мысль») — это рационализация сущего (универсума)1 и его составляющих. Удачнее было бы говорить «омысление». А осмысливание — это виртуальное «окутывание», «обволакивание» смыслами сущего (универсума) и его компонентов на основе чувственного и рационального восприятия их человеком как родовым существом в процессах взаимодействия людей с какими-то из них, оценочного отношения субъектов к их положению в универсуме, в частности в обществе, к тому, что в последнем происходит, кроме того, в связи с переживанием людьми происходящего, а также переживанием их собственных судеб и судеб обществ, стран, социума.

For citation:
Lapina T.S., Philosophy of meaning and conceptualization. Issues of Cultural Studies. 2023;5.
The full version of the article is available for subscribers of the journal
Article language:
Actions with selected: