For all questions:

+7 495 274-22-22

UDK: 376.1 DOI:10.33920/MED-12-2312-05

Phenotypic manifestation of neurophysiological level of regulation of human visual perception and methods for correcting its disorders

Alla Vladimirovna Kozurova Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovski", 26, Stepana Razina str., Kaluga, Kaluga Region, 248023, Russia, 8(917)501-39-95, https://orcid.org/0000-0003-0995-2932

The phenotypic manifestation of the neurophysiological level of regulation of human visual perception has numerous forms. Dyslexia is a neurological disorder associated with a selective impairment of the ability to master reading and writing skills while maintaining overall learning ability. There are two priority approaches to studying the issue of dyslexia — phonological and visual approaches. This study considers visuospatial disorders, visual information planning disorders, scotopic sensitivity syndrome, features of visual gnosis, visuomotor disorders, and dyspraxia. At the age of 5–6, children begin to develop the skills of writing and reading; for some, this process goes easily and the child does not experience difficulties in mastering these processes. Meanwhile, some children have difficulties in mastering reading and writing even at 8–9 years of age. The features of the brain mechanisms underlying the processes of reading and writing were studied using the EEG method and neurodiagnostics, and the most effective correction methods at the neurophysiological and pedagogical levels were recommended. The findings from these studies expand our understanding of how neurophysiological mechanisms influence learning difficulties in children with normal IQ levels. This has important implications for our ability to effectively correct and prevent such problems.

Зрительное восприятие, как и любой другой вид восприятия, является активной психической деятельностью и включает ряд операций:

• кодирование и анализ зрительных сенсорных сигналов;

• обработка и запечатление информации;

• опознание и категоризация;

• оценка значимости в конкретной ситуации.

Зрительное восприятие как активный процесс не может происходить без участия движения и произвольного внимания.

Зрительное восприятие непосредственно связано:

• со зрительно-моторными координациями (точность движения, равновесие, письмо);

• зрительно-пространственными функциями (умение ориентироваться в пространстве, в пространстве листа, квазипространственных словах и предлогах).

При дислексии, физиологическом нарушении, ребенок имеет трудности распознания знаков и символов, букв, цифр, нот. Кроме этого, ребенок с дислексией склонен к образному мышлению. Абстрактные слова, слова, обозначающие величины, слова-наименования, слова с неизвестным лексическим значением и другие слова, под которыми нет конкретного зрительного образа, вызывают трудности смыслового понимания и в устной, и в письменной речи у детей без нарушения умственных способностей. Главным отличием дислексии от других расстройств является несоответствие между фактическими и ожидаемыми навыками чтения/правописания с учетом хронологического возраста и коэффициента интеллекта (IQ). Коэффициент интеллекта не должен превышать два стандартных отклонения (ВОЗ, 1994). Дислексию связывают с незрелостью мозговых механизмов, которые могут быть результатом нарушения любого из компонентов функциональной системы чтения и письма, таких как: операции по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации; серийная организация движений, программирование и контроль деятельности; избирательная активация [1]. Использование данных физиологических исследований для коррекции дислексии и разработки индивидуальных подходов для каждого ребенка является значимым шагом в области образования и педагогики. К тому же проведение профилактической работы в раннем возрасте действительно может предотвратить будущие проблемы в обучении, что оказывает долгосрочное влияние на успехи детей в школьном возрасте и в дальнейшей жизни. Данное исследование вносит важный вклад в развитие практик и стратегий в образование детей с трудностями в обучении.

For citation:
Alla Vladimirovna Kozurova, Phenotypic manifestation of neurophysiological level of regulation of human visual perception and methods for correcting its disorders. Therapist. 2023;12.
The full version of the article is available for subscribers of the journal