For all questions:

+7 495 274-22-22

UDK: 336.61:614.2 DOI:10.33920/med-17-2502-06

Overtime payment mechanisms optimization: the calculation algorithm has been clarified

V.A. Lebedev PhD in Economic Sciences, Head of the Training and Design Laboratory for Interdisciplinary Development of IT Competencies, Plekhanov Russian University of Economics, 36, Stremyanny Pereulok, 117997, Moscow, ORCID: 0000-0003-2748-6234, lebedev.var@rea.ru
E.I. Lebedeva PhD in Law, Associate Professor of the Department of Law, expert of the Non-profit Partnership “Institute of Professional Accountants and Auditors of Russia”, 125009, Moscow, Tverskaya str., 22B, p. 3, ORCID: 0000-0001-5197-1913, avpra@mail.ru

The amendments made to Article 152 of the Labor Code of the Russian Federation have clarified the procedure for paying overtime. The analysis of the previously established practice of law enforcement of overtime pay, based on accounting for only the basic part of the salary, and new requirements regarding accounting for compensation and incentive payments made to the employee for the corresponding period. The practical issues of attributing payments that should be included in the calculation are considered; existing regulatory documents and the possibility of their application in determining the amount of compensation due to an employee who, in accordance with the established procedure, is employed outside the established working hours (overtime).

Система оплаты труда в медицинских учреждениях направлена на повышение заинтересованности медицинских работников в результатах своего труда, включая усиление мотивации работников в повышении качества оказания медицинских услуг пациентам. Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [1] намечены ключевые направления и определены целевые показатели, обеспечивающие рост доходов работников бюджетного сектора экономики. Так, изменения, внесенные в ст. 152 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) [2], регламентирующие заработную плату при сверхурочной работе, легализовали обязанность работодателя учитывать при оплате сверхурочной работы не только базовую часть заработной платы, но также компенсационные и стимулирующие выплаты.

Как известно, способы начисления вознаграждения за труд составляют систему оплаты труда, которая в соответствии со ст. 135 ТК РФ определяет размеры тарифных ставок, базовых (должностных) окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, сверхурочную работу, работу в особых климатических условиях и иные выплаты компенсационного характера, а также системы доплат и надбавок стимулирующего характера, премирования работников. Система оплаты труда работников бюджетных, в том числе медицинских, учреждений регламентирована ст. 144 ТК РФ, отражающей особенности правового положения таких учреждений. В бюджетных учреждениях системы оплаты труда работников устанавливают коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Законодатель обозначил свою правовую позицию относительно особенностей сверхурочной работы, уточнив режим оплаты сверхурочной работы, который действует с 1 сентября 2024 года. Отметим, что соответствующие изменения были инициированы правоприменительной практикой, обратившей внимание на отсутствие в трудовом законодательстве соответствующих условий о структуре оплаты сверхурочных, что позволяло работодателю при расчете вознаграждения за сверхурочную работу принимать во внимание только оклад (должностной оклад) такого работника. Очевидно, что это обстоятельство ущемляло права работников на справедливую заработную плату при сверхурочной работе.

For citation:
V.A. Lebedev, E.I. Lebedeva, Overtime payment mechanisms optimization: the calculation algorithm has been clarified. Accounting in Healthcare. 2025;2.
The full version of the article is available for subscribers of the journal
Article language:
Actions with selected: