For all questions:

+7 495 274-22-22

UDK: 617-7

Operating room. Requirements for the organization of work

Portnov L. A. PhD Candidate in Medicine, Head of the Operating room, «MedLab» Network of Medical Centers and Laboratories, St. Petersburg, Russia, e-mail: LAPort936@ramblerl.ru

The operating room is a structural subdivision of a multispeciality hospital, to which special requirements for the organization of work are applied. Proper organization of operating room arrangement and its proper equipment increase the effectiveness of surgical treatment and reduce the risk of infectious complications in the postoperative period. The article presents the basic requirements for equipment and arrangement of operating rooms.

Операционный блок — подразделение хирургического стационара, представляющее собой единый комплекс специально оборудованных помещений, основной задачей функционирования которого является обеспечение условий для проведения плановых и экстренных оперативных вмешательств, лечебных и диагностических инструментальных манипуляций, требующих соблюдения асептики, сведение к минимуму риска оперативного вмешательства и послеоперационных осложнений, поэтому основным требованием, предъявляемым к его устройству, является максимальная изоляция от других подразделений лечебного учреждения [1].

В состав как специализированных (кардиохирургических, травматологических, нейрохирургических и др.), так и общепрофильных операционных блоков входят септические и асептические отделения — операционные со вспомогательными и служебными помещениями. При этом вспомогательные помещения оперблока предусматриваются отдельно для асептической и септической операционной [1].

Количество операционных в операционном блоке зависит от структуры, профиля и мощности хирургических отделений, сложности и длительности операций, хирургической активности, количества операционных дней в неделю и некоторых других показателей деятельности стационара [2].

Операционные и наркозные помещения операционного блока по степени пожароопасности и опасности поражения электрическим током относятся к объектам повышенной опасности.

Размещение операционного блока

Операционные блоки размещают в изолированном помещении (отдельном здании или изолированной секции, соединенных со стационаром переходами или коридорами) и максимально удаленно от вертикальных коммуникаций (технических шахт, лифтов). В операционном блоке, как правило, должны быть два непроходных отделения — септическое и асептическое, изолированные одно от другого. При размещении операционных одна над другой септическое отделение размещают выше асептического [1, 2].

Операционные блоки должны быть размещены в помещениях, оборудованных автономной системой приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования, обеспечивающей нормируемые параметры микроклимата, чистоту воздуха. При размещении операционного блока изолированно от других лечебных корпусов необходимо предусмотреть удобные утепленные переходы, соединяющие операционный блок с другими лечебно-диагностическими и клиническими подразделениями.

Операционные для неотложной хирургии могут размещаться в составе приемных отделений. Несмотря на стремление к максимальной изоляции операционного блока, следует обеспечить хорошую связь с отделением реанимации и интенсивной терапии, профильными лечебно-диагностическими отделениями.

При условии соблюдения зонирования помещений по чистоте, обеспечения нормативных параметров микроклимата и микробиологической чистоты воздушной среды, разделения технологических потоков, применения отделочных материалов, предназначенных для стерильных помещений, операционные блоки допускается не разделять на септические и асептические [3].

В повседневной деятельности многопрофильного хирургического стационара с большой коечной мощностью зачастую именно пропускная способность операционного блока может стать ограничивающим фактором по интенсификации работы стационара в целом. Данная проблема особенно остро может встать в случае, если отдельные операционные имеют специализацию и оборудованы под выполнение оперативных вмешательств выделенного профиля (например, нейрохирургия) [3].

Планировка операционного блока. Для нормального функционирования операционного блока необходимы следующие группы помещении:

– операционные помещения (операционные залы, наркозные, аппаратные, предоперационные, палаты пробуждения);

– помещения для персонала (санпропускник, комнаты хирургов, сестер, анестезиологов, старшей операционной сестры, протокольная);

– хозяйственные помещения (бельевая, материальная);

– производственные помещения (помещения заготовки перевязочного материала, инструментальная, автоклавная, стерилизационная, центральное стерилизационное отделение).

Стерильный режим в операционной обеспечивается в первую очередь за счет предупреждения занесения микроорганизмов в операционную из других помещений и их распространения в операционной. Для обеспечения асептических условий при выполнении оперативных вмешательств, предотвращения загрязнение воздуха и помещений в непосредственной близости от операционной раны при планировании операционного блока соблюдают принцип зональности. Он подразумевает разделение помещений на специальные функциональные зоны [4]. В операционном блоке выделяют 4 зоны стерильности:

— первая — стерильного режима;

— вторая — строгого режима;

— третья — ограниченного режима;

— четвертая — общебольничного режима (нестерильная).

К зоне стерильного режима (первая зона) относятся помещения, в которых выполняются операции, проводится стерилизация хирургического инструментария: операционные, стерилизационные. В помещениях этой зоны предъявляются самые строгие требования по соблюдению асептики. К зоне строгого режима (вторая зона) относятся помещения, непосредственно связанные дверью с операционной: предоперационная, наркозная. С помещениями третьей зоны они сообщаются через внутренний коридор. К зоне ограниченного режима (третья зона) относятся все остальные помещения внутри чистой зоны санпропускника (инструментальная, материальная, лаборатория срочных анализов, зал пробуждения больных, помещения медицинских сестер, хирургов, протокольная и др.). К зоне общебольничного режима (четвертая зона) относятся помещения, находящиеся снаружи санпропускника или специального тамбура (шлюза) — кабинет заведующего, кабинет старшей медицинской сестры, помещения для грязного белья [2, 4].

В шлюзе персонал отделения, сопровождающий пациента, перекладывает его с каталки отделения на каталку операционного блока. Далее персонал операционного блока перевозит пациента в операционную. Зона общебольничного режима (после шлюза) отделяется от остальных помещений операционного блока «красной чертой». Вход персонала других отделений за «красную черту» запрещен. При необходимости персонал других отделений должен проходить в операционный блок через санитарные пропускники с соблюдением всех требований санитарной обработки [3].

В операционные блоки предусматриваются раздельные входы для пациентов (через шлюз) и персонала (через санитарный пропускник). В операционные персонал входит через предоперационные, пациенты доставляются через помещение подготовки больного (наркозная) или из коридора оперблока [5].

Для новых и реконструируемых организаций в малые операционные амбулаторно-поликлинических организаций, а также отделений стационара пациент входит через шлюз, а персонал через предоперационную.

Размещение дверных проемов и конструкция дверей в операционных, предоперационных, наркозных и других помещениях операционного блоку должно обеспечивать свободную транспортировку больных на каталке. Ширина дверных проемов в этих помещениях должна быть не менее 1,1 м. В операционных предусматриваются автоматически закрывающиеся двери (доводчики, фотоэлементы, прочее). Особенности функционирования дверей в учреждении здравоохранения обуславливают широкое использование раздвижных герметических конструкций.

При закрытых дверях обеспечивается полная герметичность их конструкции, в том числе по линии пола. Герметическая конструкция дверей предупреждает поток воздуха и газов, как при высоком, так и низком артериальном давлении, то есть препятствует неподконтрольному движению воздуха и аэрозольных загрязнений.

То есть герметично закрытое помещение дает возможность поддерживать постоянный уровень повышенного давления и, тем самым, контролировать направление потока воздуха. Таким образом, раздвижные герметические двери играют важную роль в борьбе с послеоперационными инфекционными осложнениями и внутрибольничными инфекциями. При открытии и закрытии раздвижных дверей практически не наблюдается загрязнение потоков воздуха (значительно в меньшей степени в сравнении с распахивающимися дверями, время восстановления микроклимата и параметров аэрозольной чистоты воздуха при использовании раздвижных дверей составляет полторы минуты, тогда как распашных — не менее 5 минут). Кроме того, раздвижные двери гораздо более эргономические и обеспечивают простые технологические решения [5].

Внутреннюю отделку помещений выполняют в зависимости от их функционального назначения. Поверхности стен и потолка должны быть матовыми, гладкими, легкодоступными для влажной уборки и дезинфекции. Для такого оборудования используют разрешенные материалы.

В помещениях (операционных, перевязочных, предоперационных, наркозных, процедурных), которые подлежат влажной дезинфекции, стены облицовывают плиткой или другими влагостойкими материалами на всю высоту, потолок красят водостойкой краской.

Пол операционных, наркозных, предоперационных и других специализированных помещений операционного блока покрывают материалами, которые не пропускают воду и выдерживают частое мытье дезинфицирующими растворами. Используют антистатические материалы, которые не дают искру при падении на него металлических предметов. Пол должен быть удобным для транспортировки больных, материалов и оборудования. Покрытие пола линолеумом в лечебных учреждениях должно быть гладким, плотно подогнанным к основе, без дефектов (щели, трещины, дыры); швы листов линолеума — тщательно запаяны; края у стен — подведены под плинтусы и плотно закреплены без щелей между стеной и полом.

Предоперационные, перевязочные, процедурные кабинеты, в которых необходимо соблюдать особый режим чистоты рук обслуживающего персонала, необходимо оборудовать умывальниками с кранами, открывающимися локтем или при помощи сенсора.

Лечебно-диагностическое оборудование в операционных, по возможности, должно крепиться на консолях. Для обучения студентов должна быть предусмотрена трансляция операций в другое помещение.

Операционные должны быть пронумерованы и функционально разделены с учетом необходимого оборудования и степени чистоты оперативного вмешательства. В операционных блоках санитарные пропускники для персонала (мужской и женский) необходимо проектировать каждый в составе двух смежных помещений — раздевалки и для одевания с душем. Душевые (из расчета 1 кабина в каждом санпропускнике на 2–4 операционные) должны быть размещены так, чтобы проход через них был на выходе.

Назначение основных помещений операционного блока

Операционная предназначена для выполнения операций. В операционной операционная бригада одевается в стерильную одежду. В операционной также выделяют зоны. В наиболее удаленной от входа части помещения располагается рабочая зона операционной медицинской сестры.

Здесь располагается «большой» операционный стол для стерильного инструментария и перевязочного материала, столики для растворов и шовного материала, подставки для биксов со стерильным бельем и материалом. В эту зону во время операции сотрудники не одетые в стерильную одежду не допускаются. В рабочей зоне сестры операционная бригада перед операцией надевает стерильные халаты, перчатки, операционная сестра комплектует «малый» инструментальный столик. В центральной зоне находится операционный стол, который устанавливается так, чтобы был обеспечен доступ к больному со всех сторон. В зоне прилежащей к выходу размещается анестезиологическая аппаратура. На стену, где располагается дверь, осуществляется централизованная подводка медицинских газов (кислорода, закиси азота).

В стерилизационной располагаются сухожаровые шкафы для стерилизации инструментария. Стерилизационная сообщается с операционной через передаточное окно.

Предоперационная предназначена для подготовки операционной бригады к операции. Здесь осуществляется мытье рук, одевание фартуков, защитных очков. В предоперационной снимаются после операции стерильная одежда, перчатки, маски.

Наркозная предназначена для подготовки анестезиологов к работе в операционной, введения больного в наркоз. В операционных блоках старой планировки наркозные не предусмотрены, поэтому введение больного в наркоз осуществляется непосредственно в операционном зале.

В протокольной врачи записывают протоколы оперативных вмешательств, заполняют необходимую медицинскую документацию.

Санпропускник персонала. Здесь операционная бригада проходит санитарную обработку. В санпропускнике выделяют «грязную» и «чистую» зоны. В «грязной» зоне персонал раздевается и оставляет одежду в индивидуальных шкафчиках. В «чистую» зону персонал может попасть только через душевую кабину. Приняв душ, персонал надевает чистое белье, специальные костюмы и обувь. В операционных старой планировки санпропускники отсутствуют. Разделительную функцию выполняет тамбур.

Требования к минимальной площади помещений операционного блока представлены в таблице 1.

Классы чистоты, рекомендуемый воздухообмен, допустимая и расчетная температура в помещениях операционного блока представлена в таблице 2.

Операционные должны быть пронумерованы и функционально разделены с учетом необходимого оборудования и степени чистоты оперативного вмешательства.

Для своевременного и адекватного лечения пациентов в послеоперационном периоде производится взятие материала на бактериологический посев во время операций по поводу гнойных процессов, а также при повторных операциях по поводу постоперационных осложнений любого генеза (ревизия операционных ран / полостей).

В операционных блоках санитарные пропускники для персонала (мужской и женский) следует проектировать каждый в составе трех смежных помещений. Первое помещение, оборудованное душем, санузлом и дозатором с раствором антисептика. В данном помещении приходящий персонал снимает спецодежду, в которой работал в отделении, принимает душ и производит гигиеническую обработку рук. Во втором помещении персонал надевает чистые хирургические костюмы, разложенные в ячейках по размерам, специальную обувь, бахилы и выходит из санпропускника в коридор операционного блока, далее — в предоперационную. После проведения операций персонал возвращается в санпропускник через третье помещение, в котором устанавливаются контейнеры для сбора использованного белья (халатов, хирургических костюмов, масок, шапочек, бахил). Далее персонал проходит в первое помещение, где, при необходимости, принимает душ, надевает спецодежду для работы в отделении и выходит из операционного блока.

Требования к вентиляции и отоплению

Здание стационара оборудуют системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим принуждением.

Кондиционирование воздуха необходимо предусмотреть в операционных, наркозных, послеоперационных палатах, палатах интенсивной терапии, реанимации.

Приток воздуха из системы кондиционирования должен находится в верхней зоне помещения операционной не ниже 2,5 м от пола, удаление воздуха из операционной проводится из двух зон — верхней и нижней (0,4 м от пола). Объем воздуха, который удаляется из нижней зоны операционной, должен составлять 60 %, из верхней — 40 %. Поступление свежего воздуха осуществляется через верхнюю зону. При этом объем поступающего воздуха не менее чем на 20 % должен превышать объем удаляемого.

Поступление воздуха в операционную и наркозную обеспечивают через жалюзийные решетки с горизонтальным и вертикальным регулированием жалюзи. Необходимо предусмотреть изолированные системы вентиляции для чистых и гнойных операционных, реанимационных отделений.

Воздух, поступающий в операционную и наркозную, подлежит двухступенчатой очистке (грубой и тонкой). Для тонкой очистки воздуха используют электрические или бактериальные фильтры. Использование масляных фильтров не допускается.

Конструкция фильтров и место их установки должны обеспечивать удобную чистку или замену фильтрующих элементов в зависимости от загрязнения. Воздуховоды после фильтров выполняют с люками для их очистки.

Подводку труб к отопительным устройствам в операционных, наркозных, предоперационных делают скрытой. Отопительные радиаторы в операционной должны быть удобными для проведения мытья и дезинфекции.

Требования к электроснабжению. Конструкция светильников в операционной должна полностью предупреждать попадание на операционное поле обломков ламп при ее повреждении. Установку светильников осуществляют так, чтобы детали светильников плотно прилегали к стене (потолку) и отсутствовали щели.

В каждому операционному блоке линия электропитания должна быть самостоятельной. Электропроводку выполняют согласно требованиям к взрыво- и пожароопасным помещениям Вся аппаратура и оборудование, которая подключается к сети при помощи штепсельных соединений, должна получать питание от распределительного трансформатора, защищенного от перегрузки и замыкания.

В помещениях операционных на каждый операционный стол устанавливают по два электрощита, подключенных ко вторичной обмотке распределительного трансформатора, с комплектом розеток с заземленными контактами. Щитки устанавливают на высоте 1,8 м от пола до нижнего края электрощитка.

Электрические стационарные аппараты с мощностью более 5 мВт и рентгеновские аппараты присоединяются непосредственно к сети через быстродействующие схемы защиты от аварийного токовытекания.

Общее освещение операционной присоединяют непосредственно к сети, если металлические части светильников недоступны для прикосновения (высота подвешивания более 2,5 м от пола), если доступны, то питание осуществляют при помощи «системы защитной проводки», а металлические части светильников присоединяют к шине для выравнивания потенциалов.

Операционные помещения оборудуют защитной заземляющей шиной из меди с площадью среза не менее 80 мм2 или другого металла с эквивалентным по проводимости срезом.

Операционный стол, наркозный аппарат и вся электромедицинская аппаратура 0I и I классов электроопасности соединяют с защитной шиной заземления проводниками.

Все штепсельные розетки в операционной должны быть с заземленным контактом.

«Чистые» помещения в операционном блоке

Чистые помещения — помещения, где в воздухе поддерживаются в определенном заданном диапазоне размер и число на кубический метр таких частиц, как пыль, микроорганизмы, аэрозольные частицы и химические пары. При необходимости в них также могут контролироваться и другие параметры, например влажность, давление и температура. Такие помещения, как правило, строятся и используются так, чтобы свести к минимуму поступление, генерацию и накопление внутри них таких частиц.

Основным принципом обеспечения чистоты является создание в чистом помещении избыточного давления по отношению к смежным с ним помещениям. Это обеспечивается созданием в нем дисбаланса воздуха, то есть разности между количеством приточного и вытяжного воздуха. Количество приточного воздуха должно превышать вытяжку минимум на 20 % при условии, что рассматриваемое помещение находится в центре здания, и не менее 30 % при наличии в помещении остекления, допускающего инфильтрацию. Это обеспечивает движение воздуха из помещений с высокими требованиями по чистоте в смежные помещения с более низкой степенью чистоты по мере убывания технологических требований. В России стандарты проектирования, строительства и эксплуатации чистых производственных помещений (ЧПП) регламентирует ГОСТ Р ИСО 14644.

На данный момент существует пять частей данного ГОСТа, каждая из которых определяет жесткие требования выполнения той или иной стадии проектирования строительства или эксплуатации ЧПП: Часть 1 (ГОСТ Р ИСО 14644-1-2000) — Классификация чистоты воздуха. Часть 2 (ГОСТ Р ИСО 14644-2-2001) — Требования к контролю и мониторингу для подтверждения постоянного соответствия. Часть 3 (ГОСТ Р ИСО 14644-3-2007) — Методы испытаний. Часть 4 (ГОСТ Р ИСО 14644-4-2002) — Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию. Часть 5 (ГОСТ Р ИСО 14644-5-2005) — Эксплуатация.

В общем виде чистые помещения включают в себя следующие базовые элементы:

– ограждающие стеновые конструкции (каркас, глухие и остекленные стеновые панели, двери, окна);

– герметичные панельные и кассетные потолки со встроенными растровыми светильниками;

– антистатические полы;

– систему подготовки воздуха (приточные, вытяжные и рециркуляционные вентиляционные установки, устройства забора воздуха, воздухораспределители с финишными фильтрами, воздухорегулирующие устройства, датчиковая аппаратура и элементы автоматики и др.);

– систему управления инженерными системами чистых помещений;

– воздушные шлюзы;

– передаточные окна;

– фильтро-вентиляторные модули для создания чистых зон внутри чистых помещений.

– Таким образом, основными элементами «чистого» помещения являются: – модульная система готовых стеновых конструкций;

– остекление (встроенные жалюзи);

– потолок чистого помещения;

– распашные одностворчатые и раздвижные двери с электрическим приводом;

– однородное антистатическое напольное покрытие.

Освещение обеспечивается встраиваемыми специализированными светильниками чистого помещения. Система подачи, подготовки воздуха включает в себя потолочную систему распределения приточного воздуха и систему центрального кондиционирования воздуха.

Модульная система позволяет создать любую конфигурацию помещения.

Основные требования, предъявляемые к элементам «чистых» помещений:

– должны обеспечивать герметичность для предупреждения поступления загрязнений в помещение;

– не иметь выступающих частей, острых углов, труднодоступных для очистки мест;

– не создавать бликов на поверхностях;

– быть устойчивыми к воздействию ультрафиолетового излучения, моющих, дезинфицирующих и других веществ;

– обеспечивать удобство эксплуатации и технического обслуживания.

Современная операционная представляет собой чистое помещение определенного класса чистоты. Внутри операционной создается локальная зона повышенной чистоты для создания эффекта воздушного капсулирования стерильным кондиционированным воздухом в районе расположения хирургического стола. Это достигается путем подачи очищенного воздуха через воздухораздаточные устройства большой площади (до 9 кв. м), встроенные в потолочные ограждающие конструкции над операционным столом.

В чистом помещении операционной выполняется весь комплекс мер по исключению появления, накопления и удержания загрязнений в виде микроорганизмов или механических частиц:

– воздухообмен в 400–600 1/час в зоне операционного стола гарантирует вынос выделяемых аэрозольных загрязнений за пределы зоны расположения хирургического стола;

– отсутствие турбулентности потока обеспечивает ограждение оперируемого от операционной бригады и препятствует осаждению микроорганизмов на раневую поверхность, что создает минимальную опасность инфицирования операционной раны;

– повышенное давление в помещении асептической операционной (или пониженное давление в помещении септической операционной) относительно смежных помещений, рациональная организация потоков воздуха из более чистых помещений в менее чистые, исключают попадание загрязнений в критичную зону асептической операционной (или вынос загрязнений из септической операционной).

В зависимости от необходимости «чистые помещения» могут комплектоваться различным медицинским и технологическим оборудованием (консолями, лампами, негатоскопами, системой телемедицины), специальными сантехническими устройствами (мойками, оснащенными локтевыми и бесконтактными смесителями с дезинфицирующими и моющими средствами), медицинской мебелью.

Оснащение операционных проводится в соответствии с профилем оперативных вмешательств, выполняемых в ней, и регламентируется порядком оказания медицинской помощи по той или иной специальности. Для взрослого населения, такими порядка оказания помощи являются:

– «Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «Хирургия» (приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.11.2012 № 922н);

«Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «Нейрохирургия» (приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.11.2012 № 931н);

– «Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «Анестезиология и реаниматология» (приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.11.2012 № 919н);

– «Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю «Онкология» (приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.11.2012 № 915н);

– «Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «Урология» (приказ Министерства здравоохранения РФ от 12.11.2012 № 907н);

– «Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю «Оториноларингология» (приказ Министерства здравоохранения РФ от 12.11.2012 № 905н);

– «Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты» (приказ Министерства здравоохранения РФ от 12.11.2012 № 902н);

– «Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю «Травматология и ортопедия» (приказ Министерства здравоохранения РФ от 12.112012 № 901н);

– «Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «Торакальная хирургия»» (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 12.11.2012 № 898н);

– «Порядок оказания медицинской помощи по профилю «Акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)» (приказ Министерства здравоохранения РФ от 01.11.2012 № 572н);

– «Порядок оказания медицинской помощи по профилю «Хирургия (трансплантация органов и (или) тканей человека)» (приказ Министерства здравоохранения РФ от 31.10.2012 № 567н);

– «Порядок оказания медицинской помощи по профилю «Пластическая хирургия» (приказ Министерства здравоохранения РФ от 30.10.2012 № 555н);

– Порядок оказания медицинской помощи населению с заболеваниями толстой кишки, анального канала и промежности колопроктологического профиля (приказ Минздравсоцразвития России от 02.04.2010 № 206н).

– Примерный перечень оснащения операционного блока общехирургического профиля представлен в таблице 3.

Таким образом, организация работы операционного блока в соответствии с основными требованиями нормативных документов Министерства здравоохранения позволяет повысить эффективность проводимых хирургических вмешательств и снизить риск инфекционных осложнений в послеоперационном периоде.

Article language:
Actions with selected: