For all questions:

+7 495 274-22-22

Olfactory heritage: how and why to preserve the odors of the past?

Donina D. olfactory heritage researcher, curator and editor

Working with smells in the field of heritage conceals a lot of paradoxes: most often we cannot see the smell, we cannot trace its trajectory in the air, it is elusive, but in contact with the recipient it gives birth to vivid, tactilely perceptible images in consciousness and thus materializes. And although odor itself is intangible, it is often stored in a material shell (and it is these shells — bottles and powders — that usually become the object of display in a museum). This begs the question: can sensory heritage only be considered intangible if it includes material elements as well? Why are odors so effective as memory guides, how can they be preserved and can they be reliably reproduced in the future?

Наследие — это практика переживания истории, «культурное производство в настоящем времени, которое обращается к прошлому». Появление в международном академическом дискурсе термина «ольфакторное наследие» связывают с растущим интересом к запахам прошлого и к тому, как они могли бы быть восприняты в настоящем. Не последнюю роль в повышении интереса к этой сфере сыграла пандемия COVID-19, ведь одним из симптомов стала потеря обоняния. Ранее в контексте наследия мир запахов рассматривался редко, об этом писали в других терминах — ольфакторный (иначе говоря, обонятельный) опыт, ольфакторный код, ольфакторный пейзаж, ольфакторий и т.п.

В работе с культурным наследием можно столкнуться с теми же вызовами, что и в работе с запахами — и то, и другое иллюзорно, воображаемо, субъективно, эфемерно, неуловимо, как ускользающий аромат. Запах как и любая другая форма наследия материализуется лишь в мозгу реципиента. Мы полагаем, что взгляд на запахи через призму наследия может подарить хорошо знакомым историям новые интерпретации, а музейщикам и кураторам дать новые инструменты.

Доказано, что сенсорный, тактильный, обонятельный опыт соприкосновения с объектами экспозиции положительно сказывается на восприятии посетителей музея и способствует запоминанию. Это связано с тем, что в осмысление запахов включены отделы лимбической системы мозга, отвечающие за память и эмоции. Вызывая в воображении посетителей культурных мероприятий яркие впечатления, мы можем создавать иммерсивный опыт не просто как аттракцион, но и как сильное средство воздействия, физического, телесного контакта с прошлым. Исторические запахи в нашем понимании — это не только парфюмы, вышедшие из моды или запахи исчезнувших профессий, но и любые запахи, вызывающие ассоциации с воображаемым прошлым.

Сегодня мы наблюдаем рост интереса к работе с запахами в музеях и других культурных институциях. Музейные кураторы вместе с парфюмерами сочиняют ароматические композиции к произведениям искусства, которые представлены на выставке, краеведы ищут в запахах локальную идентичность, маркетологи делают ставку на продажу душистых сувениров. Но и с ними не все так просто, ведь это не просто запахи, они должны служить ключом к каким-то воспоминаниям, важным для общества и конкретного человека в частности — аромат кипящего варенья на дачной кухне, запах скошенной травы, шлейф креозота в тоннеле метро и так далее.

For citation:
Donina D., Olfactory heritage: how and why to preserve the odors of the past?. Музей №5 2025. 2025;5.
The full version of the article is available for subscribers of the journal
Article language:
Actions with selected: