Тромбоэмболия легочной артерии (ТЭЛА) — это окклюзия просвета основного ствола либо главных ветвей легочной артерии фрагментами тромбоэмболов, образовавшихся в венах большого круга кровообращения либо в полостях правых отделов сердца и мигрировавших с током крови [1]. В эпидемиологических исследованиях годовые показатели заболеваемости ТЭЛА варьируют от 39 до 115 случаев на 100 тыс. взрослого населения, определяя при этом от 6 до 15 % внутрибольничной летальности [2]. Ежегодно по причине ТЭЛА погибает около 0,1 % населения земного шара, это более 3,5 млн человек в абсолютном значении. В индустриально развитых странах ТЭЛА занимает третье место в структуре общечеловеческой летальности, где она уступает место лишь заболеваниям сердечно-сосудистой системы и онкологической патологии [1, 3]. В России ТЭЛА занимает первое место среди причин внезапной сердечной смерти [4].
ТЭЛА не является самостоятельным заболеванием, а представляет собой распространенное и прогностически весьма неблагоприятное осложнение разных болезней, травм и операций. Хирургические вмешательства являются одной из лидирующих причин ТЭЛА, увеличивая риск последней в 5–7 раз [2, 4]. В исследовании Geerts W.H. et al., базируемом на опыте наблюдения почти миллиона женщин, вероятность повторной госпитализации по поводу ТЭЛА в течение 6 недель после операции была в 70 раз выше, чем у неоперированных пациенток [12]. В случаях острой ТЭЛА, возникшей в стационарах, около 20 % случаев составляют больные хирургического профиля. ТЭЛА в том или ином виде может встречаться у 30 % больных абдоминального и торакального профиля, эти цифры достигают 50–75 % у пациентов ортопедической направленности [5]. В хирургических стационарах ТЭЛА является одной из главных причин смертности в послеоперационном периоде. По данным Фремингемского исследования, ТЭЛА определяет до 15,6 % от всей госпитальной летальности, причем более 18 % рассматриваемых пациентов были ранее оперированы [6].
Истинная частота послеоперационных венозных тромбоэмболических осложнений (ВТЭО) является предметом бурных дискуссий, но, по данным многих авторов, ВТЭО встречаются более чем у 25 % пациентов, госпитализированных в хирургические стационары [7]. Частота развития послеоперационной ТЭЛА не является постоянной величиной и варьирует в широких пределах, имея максимальные значения после протезирования крупных суставов [8, 9]. По данным многих исследований, частота ТЭЛА составляет 0,7–30 % после ортопедических операций, 1,5–7,6 % — после торакальных вмешательств, 0,33–6,6 % — в абдоминальной хирургии, 0,3–4,1 % в гинекологической практике, 0,9–1,1 % — после урологических вмешательств и 0,6 % — после операций на сердце [15, 16]. Истинный процент летальности от послеоперационной ТЭЛА точно не известен, но ряд авторов оценивают его в 20–30 % [8].