For all questions:

+7 495 274-22-22

Military and civilian operation of the EU

Gavrilova S. M.

The article provides a description of the activities of the European Union in the field of crisis management, discusses the use of military and civilian resources within the framework of the operations and missions of the EU in different regions, their geographical distribution and distinctive features. Special attention is paid to the peculiarities of transformation of the military and defense capabilities of the EU at the present stage.

Рост числа различного рода конфликтов в мире является серьезным вызовом для международного сообщества, а операции по урегулированию кризисов становятся одним из наиболее востребованных инструментов в сфере международной безопасности. Сегодня все более заметную роль в кризисном регулировании играет Европейский союз, опираясь на растущий потенциал Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ). Евросоюз стремится повысить свое влияние на мировую политику путем создания собственных структур безопасности и в сфере кризисного урегулирования акцентирует внимание на действиях на стыке военных и гражданских структур. Это особенно важно в свете того, что современные конфликты имеют сложную, неоднозначную природу и требуют более широкого совмещения военных и гражданских инструментов.

Правовые основы деятельности ЕС в урегулировании кризисов заложены в положениях Европейской стратегии безопасности 2003 г. и Лиссабонского договора 2007 г. Стратегия являлась фактически прямым заявлением Евросоюза о намерении играть роль глобального мирового актора. В июне 2004 г. на Брюссельском саммите ЕС была принята программа «Главная цель — 2010». Она стала конкретизацией Европейской стратегии безопасности, согласно которой региональные конфликты были названы в числе ключевых угроз [1]. В рамках программы предполагалось помимо прочего создание боевых групп, повышающих число военного контингента ЕС до 20 тыс. человек. Именно в рамках Европейской стратегии безопасности Европейским союзом должны осуществляться военные операции и гражданские (полицейские) миссии в различных регионах мира. На данный момент военно-гражданские операции стали одним из основных инструментов политики Европейского союза в сфере урегулирования региональных конфликтов. Важно отметить, что до 2003 г. ЕС не провел ни одной военной операции, оставляя эту прерогативу исключительно НАТО.

Все внешнеполитические акции Евросоюза, связанные с военной деятельностью или гражданскими миссиями за пределами ЕС, проводятся в рамках Общей внешней политики и политики безопасности — Common Foreign and Security Policy (ОВПБ). Положения о ОВПБ Маастрихтского договора 1992 г. предусматривают осуществление совместных внешнеполитических действий на основе согласованных решений. Одной из ключевых составляющих ОВПБ является Общая политика безопасности и обороны — Common Security and Defence Policy (ОПБО), которая конкретизирует военные и оборонные аспекты сотрудничества стран– членов Евросоюза и регламентирует проведение зарубежных операций. Одним из важнейших направлений ОПБО изначально стала деятельность по разрешению конфликтов и антикризисному урегулированию, прежде всего в непосредственной близости от границ Евросоюза. Главной задачей ОПБО сегодня является осуществление антикризисного реагирования, и по своей сути она является сферой межгосударственного регулирования [2].

For citation:
Gavrilova S. M., Military and civilian operation of the EU. Diplomatic Service. 2017;4.
The full version of the article is available for subscribers of the journal
Article language:
Actions with selected: