For all questions:

+7 495 274-22-22

Literary mystification as a sociocultural phenomenon. Bulgakov - Ilf and Petrov: the issue of authorship

© Aleksandr Nikitich Sevastyanov PhD Candidate in Philology, chief researcher, Institute for Fundamental and Applied Research, Moscow University for the Humanities, 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russian Federation, e-mail: alulinav@gmail.com

The article analyzes the version that the novels "The Twelve Chairs" and "The Little Golden Calf" were written by Mikhail Bulgakov, and not by Ilf and Petrov, as it was always believed. Since the author of the article is a Russian philologist (PhD Candidate in Philology and chief researcher at the university), this information, which acts as a kind of challenge to society, has become the subject of scientific research. The author shows that the version of Bulgakov's authorship was put forward in 2013 in the book "12 Chairs from Mikhail Bulgakov" by Irina Amlinsky (Germany), who has no philological education. As evidence, the book’s author only presents personal impressions and the subjective sense of style, which Ms. Amlinsky claims to be the same in "The Master and Margarita", and in books about Ostap Bender. In addition, as shown in the article, there is a more serious argument: neither before nor after the release of the dilogy, neither Ilf nor Petrov presented anything special in literature or wrote nothing of the kind, and this is true. This article presents an attempt to answer the question of whether Ilf and Petrov could have been the authors of two such magnificent novels. And if not, then who could qualify for this role according to the level of talent? The article combines elements of philological study and documentary archival research. It can be recommended as part of the preparation of lectures within the disciplines "Literary Studies", "History of Literature", and "Cultural Studies".

В 2013 г. в средствах массовой коммуникации, ссылающихся на И. Амлински [1] (Германия), была представлена сенсация — о том, что романы «12 стульев» и «Золотой теленок» написал Михаил Булгаков, а не Ильф и Петров, как всегда считалось. Прочитав книгу Амлински, ею вдохновился некий Лазарь Фрейдгейм, вообще-то кандидат технических наук, но выступивший в качестве литературоведа. Его статью «Ильф и Петров или Булгаков… Круглый стол (виртуальный вариант)» опубликовал Евгений Беркович на сайте-журнале «Семь искусств» [4]. Основной вывод: «Как результат анализа всех мнений нужно признать, что все критики, даже строгий и очень строгий, согласились с очень весомым участием М. Булгакова в романах, известных всем под именами И. Ильфа и Е. Петрова. Диаметрально противоположны оценки, как назвать такое влияние: авторством, заимствованиями, помощью или воздействием временем... Мне кажется, что новое для литературоведения имя Ирины Амлински станет привычным и уважительно ценимым» [4].

Версию Амлински поддержала также малоизвестный литературовед Нина Сапрыгина из Одессы [10], которой не дает покоя стремление пересмотреть авторство известных произведений (то сонетов Шекспира, то «Тихого Дона» Шолохова, в соавторстве которого она подозревает того же Булгакова, несмотря на обнаружение шолоховского протографа, снимающего все вопросы). Были и другие высказывания в пользу тайного авторства Булгакова; один блогер даже провел связь между выходом «12 стульев» и скорым обретением трехкомнатной квартиры писателем, прежде почти бездомным [12].

Но наиболее масштабную и весомую поддержку исследованию Амлински оказал В.А. Козаровецкий, «автор теории литературной мистификации как самостоятельного вида искусства», который известен попытками приписать «Конька-горбунка» Пушкину вместо Ершова, поставить под сомнение пушкинское авторство «Евгения Онегина» и т.п. В своей статье «12 стульев от Михаила Булгакова», опубликованной в «Литературной России» благодаря протекции заместителя главреда Романа Сенчина, Владимир Козаровецкий, детально ознакомившийся с книгой Амлински, пришел к решительному выводу: «Так мог писать только сам Михаил Булгаков. Но не Ильф и Петров» [5]. В качестве доказательства в ход идут, главным образом, многочисленные стилистические наблюдения, развивающие субъективный взгляд Амлински на те или иные совпадения в произведениях Булгакова и таинственного автора дилогии. На мой взгляд, сильно притянутые за уши, поскольку подобных совпадений можно во множестве найти в творениях других авторов той эпохи (к примеру, Алексея Толстого или Пильняка, Замятина, Вагинова и др.). Не говоря уж о Гоголе, которому на поприще сатиры и юмора поклонялись Булгаков, Ильф, Петров и вообще большинство литераторов их времени и который в своих описаниях русской провинции дал поистине бессмертные образцы для подражания.

For citation:
© Aleksandr Nikitich Sevastyanov, Literary mystification as a sociocultural phenomenon. Bulgakov - Ilf and Petrov: the issue of authorship. Academic Council. 2023;5.
The full version of the article is available for subscribers of the journal
Article language:
Actions with selected: