For all questions:

+7 495 274-22-22

Land use planning and surveying in Russia

Korostelev Y. S. Master’s student of the Management and Administration of Agricultural Production Department, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education State University of Land Use Planning, Moscow

The article explores the evolution of land use planning in Russia, focusing on its application to urbanized territories. The author analyzes historical stages, including the Stolypin reforms and the Soviet period, when land use planning encompassed both rural and urban lands. The market reforms of the 1990s led to the deterioration of the urban environment due to the dominance of developers focused on profit. The author compares the Russian experience with that of the United Kingdom, where land use planning has been developing with an emphasis on the legal establishment of boundaries and rational land use, which is reflected in the standards of RICS (Royal Institution of Chartered Surveyors). RICS regulates standards for land use planning, construction, and real estate management, including aspects of sustainable development. In conclusion, the article proposes to adapt international standards, such as ILMS and WLCA, to Russian conditions, and emphasizes the need to return land use planners to work with urban territories and introduce new technologies, such as carbon land use planning, for sustainable and low-carbon development of territories.

Теория и практика землеустройства в России прошли долгий путь развития, в котором были периоды расцвета и падения. В настоящее время, после длительного процесса застоя теоретической базы землеустройства, в связи с ее законодательным закреплением в основном за землями сельхозназначения, открылось окно возможностей для распространения теории и практики землеустройства на урбанизированные земли. Эти возможности были созданы введением в законодательство в 2024 г. понятия «государственный оператор КРТ» [7].

Для теории землеустройства на урбанизированных территориях годы рыночных реформ оказались потерянными, так как на этих территориях начали господствовать девелоперы и градостроители, основная цель которых состояла в максимизации прибыли и извлечении урбанизированной ренты, с минимальным учетом социальных и экологических факторов. В свою очередь Законодательство РФ (Федеральный закон «О землеустройстве», принятый в 2001 г.) определило применение теории землеустройства в новой России преимущественно сельскохозяйственными землями.

Эти обстоятельства привели к тому, что рынок недвижимости, и особенно рынок жилой недвижимости, рос небывалыми темпами. Сегодня мы можем свидетельствовать, что заложенные в программы Правительства РФ параметры обеспеченности жильем приближаются к плановым 30 м2 /чел. Однако эти параметры были достигнуты путем так называемой «точечной» застройки в городах, использования изношенной существующей инфраструктуры, строительства в «зеленых поясах» городов, пересмотра советских гостовских требований по инсоляции, строительной физике и т. д. Все это привело к огромным городским проблемам с экологией, транспортом, инфраструктурой, аварийным и ветхим жильем.

Последние исследования и опросы показали следующие результаты [11]:

• 82 % российских городов с населением свыше 100 тысяч человек имеют неудовлетворительное состояние городской среды;

• 79 % россиян считают близость к природе вторым по значимости показателем качества жизни в городе после безопасности;

For citation:
Korostelev Y. S., Land use planning and surveying in Russia. Land Management, Monitoring and Cadastre. 2025;6.
The full version of the article is available for subscribers of the journal
Article language:
Actions with selected: